Меню

Как «смотрящие» и коррупционеры мешают развивать транспортный потенциал страны

27.03.2023
Как «смотрящие» и коррупционеры мешают развивать транспортный потенциал страны

Развитие транспортных маршрутов, возможности и риски для Казахстана, как хаба, проблемы на пропускных пунктах были подняты на площадке ютуб канала «Гиперборей». Автор канала, журналист Вадим Борейко пригласил экспертов для открытого диалога и попросил поделиться мнениями, что же мешает Казахстану максимально использовать транспортный потенциал, сообщает World of NAN.

Приглашенные спикеры – юрист, заместитель председателя Союза независимого бизнеса Казахстана Шынгис Темир и эксперт Союза Тилек Бекбасаров обозначили сразу, что главная проблема в Казахстане – вопрос так называемых «узких горлышек», которые тормозят пропускную способность и отражаются на всей логистической цепочке.

Так, по словам Тилека Бекбасарова, есть определенные риски на границе страны. Особенно на тех участках, где приходится взаимодействовать со странами Прикаспийского региона и с Китаем. Сравнивая объемы грузоперевозок через порты Актау и Курык, гость отметил, что пропускная способность наших портов всего 5-15 миллионов тонн грузов в год, тогда как в Батуми – 20, в Стамбуле – 100 миллионов тонн. Именно нехватка или плохая инфраструктура, низкая пропускная способность и не дают Казахстану развивать в полной мере транспортные возможности, считают эксперты.

Еще одной из причин названы размытые сроки доставки грузов, которые чаще всего отличаются от заявленных и не добавляют авторитета казахстанской стороне. К примеру, если китайская сторона декларирует о сроках в 15 дней, то товар по китайской стороне как правило доходит даже в течение 10 дней, рассказали приглашенные гости. А на казахстанской стороне начинается процедурная бюрократия, накладывают свой отпечаток и «узкие горлышки». Как оказалось, были даже случаи, когда оговоренные сроки, в частности доставка груза во Вьетнам заняла 99 дней. В таких реалиях громко говорить о себе как о транспортном хабе, вряд ли уместно, считают спикеры.

Между тем, по словам гостей, транспортные проблемы сказываются и на высокой инфляции в стране. Казахстан в рейтинге стран с высоким ростом цен занял 41-ое место из 47 стран. В ходе диалога участники беседы сошлись во мнении, что инфляция в стране имеет не сколько импортную природу, сколько внутреннюю. Происходит она опять же из-за «узких горлышек», которые тормозят прохождение товаров через территорию страны. Плюс ко всему, ситуацию усугубляет высокая коррупция в логистической среде.

Кстати, о ней спикеры говорили совершенно открыто. Они уверены, каждый понимает, что километровые очереди на пропускных пунктах чаще всего создаются искусственно. И понятие «доплатить, чтобы быстрее продвинуться в очереди» существует до сих пор.

«Бюрократические сложности и коррупционные риски не позволяют ТМТМ развить свой потенциал», в один голос заявили гости. Отдельно остановили свое внимание участники беседы и на тех, кто «смотрит» за пропускными пунктами, такими как «Хоргос».

По мнению Тилека Бекбасарова, пока есть «узкие горлышки» и возможность коррупционных рисков, всегда найдутся «смотрящие».

«Чтобы исключить их нужно не допускать образования «узких горлышек». Всегда будут те, кто регулирует. Кто-то всегда должен быть выше, чем другие, поэтому такие лица будут возникать. Проблемы границ необходимо решать системными мерами», – заявил эксперт.

Между тем, по мнению Шынгиса Темира даже вот эти неофициальные платежи и какие-то поборы в конечном итоге отражаются в цене для потребителя. «Все что перевозчики закладывают в стоимость товара, в том числе и неофициальные платежи – это бременем ложится на потребителя. Поэтому начинать работу с ценами нужно уже на границе», – говорит юрист.

Ведущий канала Вадим Борейко согласился, что Правительству следовало бы бороться не с конечными фигурантами – оптовиками, а разобраться, из чего же образуется цена на товар.

По итогу беседы эксперты пришли к выводу, что в Казахстане, как и до январских событий, так и после, существенных изменений в транспортной сфере не произошло. Не воспользовалась страна и возможностями нарастить объемы, когда соседняя Россия попала под санкции.

«В рамках транспортного хаба, а именно через ТМТМ мы могли бы неплохо нарастить свой собственный потенциал, инфраструктуру, поднять благосостояние отечественных компаний. Но пока мы видим, что у нас по-прежнему не решена проблема «узких горлышек», происходит передел. До январских событий были одни, после января другие. А перевозчику все равно, кому платить мзду, проблемы же испытывает потребитель», – сказал Шынгис Темир в завершение беседы.

Другой спикер, Тилек Бекбасаров добавил, что сейчас как никогда необходим тщательный контроль за всеми запускаемыми проектами по наращиванию мощностей. «Если контроля не будет и должного внимания, снова будет спад. Инфраструктурные проекты не должны затягиваться. Выделение средств, освоение, ввод в эксплуатацию должны происходить быстро. И за этим тоже должны следить определенные проектные офисы», – резюмировал гость.


Смотрите больше интересных агроновостей Казахстана на нашем канале telegram, узнавайте о важных событиях в facebook и подписывайтесь на youtube канал и instagram.

Обсуждение

0 коментарии