Меню

Обеспечить полную прослеживаемость зерна в Казахстане предлагают с помощью нового закона

15.10.2020
Обеспечить полную прослеживаемость зерна в Казахстане предлагают с помощью нового закона

ОЮЛ “Зерновой союз Казахстана” разработал проект Закона РК “Об обращении зерна и продуктов его переработки”, который предполагает обеспечение полной прослеживаемости этой сельхозкультуры в стране, передает World of NAN со ссылкой на пресс-службу союза.

Сообщается, что действующий закон «О зерне» был принят в 2001 году и за этот период претерпел большое количество изменений, наиболее существенными из которых являются:

1. внедрение электронных зерновых расписок;

2. исключение норм, предусматривающих формирование и управление государственными ресурсами зерна;

3. децентрализация государственного контроля на зерновом рынке.

Вместе с тем оперативный учет в автоматизированном режиме внедрен только в отношении движения зерна, причем только на лицензированных хлебоприемных предприятиях, которые ведут учет в Государственном электронном реестре держателей зерновых расписок.

“Учет зерна, осуществляемый на прочих элеваторах, хлебоприемных предприятиях, токовых хозяйствах и складах сельхозпроизводителей, не отвечает условиям полноты учета из-за их отсутствия в Государственном электронном реестре. Это создает предпосылки для потенциального искажения официальных сведений о наличии, движении и качестве зерна. Кроме того, отсутствие единого централизованного учета на всех предприятиях, участвующих в обороте зерна, создает условия для легализации зерна сомнительного происхождения и развития теневого рынка”, - говорится в сообщении.

В “Зерновом союзе” подчеркивают, что в настоящее время система электронных зерновых расписок является очень востребованной, поэтому она может быть расширена и принята за основу при внедрении полного учета движения зерна и продуктов его переработки.

Так, в новом законопроекте предлагается сформировать единую государственную информационную систему по учету зерна и продуктов его переработки на базе действующего Государственного электронного реестра держателей зерновых расписок, а также информационных систем, поддерживающих его функционирование.

При этом предусматривается внедрение госучета зерна как отечественного производства, так и ввезенного в Казахстан в рамках импорта, а также формирование национального и региональных балансов и системы прослеживаемости “от производителя до потребителя”.

“Внедрение полного учета движения зерна и продуктов его переработки позволит на постоянной основе иметь достоверные сведения об объемах производства, переработки, внутренней и внешней торговли в режиме реального времени, а также создаст реальную основу для дальнейшей цифровизации данной сферы, включая интеграцию в информационные системы органов государственных доходов и национальной статистики”, - считают в “Зерновом союзе”.

Кроме этого, в предлагаемом законопроекте предусматриваются нормы, создающие правовую основу для выполнения Продкорпорацией функции по управлению резервным запасом зерна, а также в нем определены источники финансирования такой функции.

Из нововведений следует отметить нормы, определяющие назначение и виды зернохранилищ. Одним из важных предложений здесь является введение понятия «обособленный пункт погрузки зерна и продуктов его переработки», который находится вне территории хлебоприемного пункта, но будет функционировать как единый комплекс. Такой комплекс наряду с элеваторами и хлебоприемными пунктами, имеющими пункты погрузки на своей территории, является объектом государственного контроля за соблюдением требований безопасности зерна и продуктов его переработки, в том числе при отгрузке на экспорт.

Для проверки готовности элеваторов и хлебоприемных пунктов к приему нового урожая в законопроекте предусмотрено проведение ежегодного технического обследования указанных видов зернохранилищ. При этом в комиссию по обследованию предлагается включить представителей НПП РК «Атамекен» и профильных ассоциаций (союзов).

Учитывая опыт введения запретов и количественных ограничений экспорта зерна и продуктов его переработки, в законопроекте предусмотрены основания для их введения, включая необходимость подготовки анализа регуляторного воздействия и оценку последствий такого решения для зернового рынка.

Наряду с вышеназванными основными нововведениями в законопроекте определены формы государственного регулирования в сфере обращения зерна и продуктов его переработки, в том числе исчерпывающий перечень видов государственного контроля.

В результате принятия законопроекта ожидаются следующие результаты:

1. полный оперативный учет в автоматизированном режиме на всех этапах движения зерна и продуктов его переработки;

2. мониторинг в режиме реального времени наличия и качества зерна и продуктов его переработки, а также объемов торговли, включая экспорт;

3. устранение условий для функционирования теневого рынка;

4. обеспечение достоверности статистических отчетов о наличии;

5. улучшение налогового администрирования при обращении зерна и продуктов его переработки.

Законопроект предлагается к обсуждению всеми заинтересованными государственными органами и организациями, а также участниками зернового рынка.


Смотрите больше интересных агроновостей Казахстана на нашем канале telegram, узнавайте о важных событиях в facebook и подписывайтесь на youtube канал и instagram.

Обсуждение

0 коментарии