Меню
20 июнь 2020
3 мин
1260
Автор: Евгений Федотов

Утильсбор просто ввели и все, хотя Касым-Жомарт Токаев озвучил мораторий на все дополнительные обложения – председатель Союза полеводов Казахстана

Утильсбор просто ввели и все, хотя Касым-Жомарт Токаев озвучил мораторий на все дополнительные обложения – председатель Союза полеводов Казахстана

Минэкологии подписан приказ о введении утилизационного сбора на сельхозтехнику, который должен вступить в силу к концу июня. Сельхозпроизводители неоднократно заявляли, что это нанесет серьезный удар по сельскому хозяйству и экономике Казахстана. Об этом мы уже писали в наших предыдущих материалах, а сегодня мы решили узнать, как игроки сельхозрынка отнеслись к информации о подписании приказа Минэкологии, несмотря на активные возражения со стороны аграриев.

Свое мнение по этому вопросу в интервью корреспонденту портала World of Nan высказал председатель Союза полеводов Казахстана Виктор Асланов.

– Зимой мы подготавливали совместные обращения от нескольких ассоциаций, была моя личная встреча с министром, на которой я вроде как его убедил в нецелесообразности и недостаточности аргументов инициаторов этого утильсбора. Документ уже был на подписи, но сказали подождать, выслушать мнение ассоциаций. Мы направили письмо, в котором от имени союзов указывали на следующие обстоятельства.

Первое, утильсбор вводится в первую очередь для поддержки отечественных сельхозмашиностроителей. Но, конечно, машиностроителями их слабо можно назвать. На встрече с министром мы этот момент подробно разбирали. На тот момент процент чистой локализации был порядка 20%. Мы посчитали, что в среднем один из первых заводов, открытый в начале 2000-х годов, в части локализации добавлял по 1-1,5% в год.

Инициаторы утильсбора говорят, что нужно дать поддержку местным производителям, чтобы постепенно выйти на высокий процент локализации. Но, если мы знаем, что они на протяжении 20 лет добавляли по 1 проценту, то нам остается еще 80 лет ждать до тех пор, пока они покажут 100% локализацию, причем, если покажут. Это интересный факт, мы его указывали, но его обошли вниманием.

Второй момент. В рамках ввода утильсбора красной нитью проходит мысль, что у фермеров накопилось много техники. Что пора нам подходить к западным стандартам, и вводить утилизацию этой техники. Я нигде не видел информации о том, что это вообще за техника. Каждый год весной у нас фигурирует определенная цифра. Я прикинул, что тем парком, который у нас существует, куда входят посевные комплексы, тракторы и агрегаты, мы бы посевную проводили по всему Казахстану дней за 7-10. В итоге мы посевную ведем месяц. Почему так? С одной стороны у нас вроде много техники, с другой стороны у нас почему-то посевная тянется, даже несмотря на сухую погоду.

У нас нет строгих цифр, но мы знаем, что эта техника накопилась за время активного обновления машино-тракторного парка в последние 20-25 лет. То есть основная масса этой техники, которая не участвует в посевных или уборочных работах, базируется в крупных хозяйствах. Можно сказать, что она стоит мертвым грузом. Это, например, какие-то комбайны «Енисей», «Нива», которые в свое время участвовали в каких-то акциях. Откровенно говоря, аграриев просили купить эту технику, поддержать отечественных производителей. Определяли какой-то завод, говорили, что он скоро мощно заработает, поэтому нужно его сейчас поддержать, а затем он улучшит сервис и так далее. Таких проектов у нас было очень много. Самое главное в утильсборе и вообще в этом вопросе  – это сервис. Никто почему-то этот вопрос не поднимает. Сегодня его просто нет.

Так вот, шлейф этой техники накопился, он стоит, влияет на статистику, но, по сути, он не работает. Аграрии продать ее не могут, б/у техника никому особо не нужна. При этом эта техника и экологию, по сути, не загрязняет.

Вот это два главных тезиса, которые мы везде поднимаем, но почему-то они игнорируются. Здесь нужны другие индикаторы, не количественные, а например, раз вы за экологию переживаете, где цифры по выхлопу CO2, где цифры по потреблению дизельного топлива, выросло оно или не выросло? Всех этих цифр нет, но очень интересно было бы посмотреть, особенно в динамике, хотя бы последние пять лет. Площадь у нас не менялась, машино-тракторный парк у нас мог вырасти только качественно.

Получается, что сельхозпроизводители, агробизнесмены оказались в позиции защищающейся стороны, но обвинений никаких не было. Утильсбор просто ввели и все, обложили данью, скажем так. Хотя в своем Послании Президент РК Касым-Жомарт Токаев озвучил мораторий на все дополнительные обложения, кроме налогов. Утильсбор – это налог? Нет. С одной стороны запретили, но тут же пошло обсуждение утильсбора. Хотя были только перебранки в соцсетях, обмена мнениями не было, потому что мы спорили только с документом. Той стороны мы не слышали, кроме как в ответах на наши обращения. Но они говорят одно и то же, что у нас много техники, что она засоряет, но никаких цифр нет. Единственная цифра, которая в принципе легко разбивается, это количество техники. Я подробно об этом рассказал выше.

Обсуждение

0 моментарии