Меню

Отмена моратория на вывоз КРС приведет к оттоку маточного поголовья

02.10.2020
Отмена моратория на вывоз КРС приведет к оттоку маточного поголовья

Обсуждение перспективы снятия моратория на экспорт живого скота продолжается в Казахстане. На днях комитет АПК НПП «Атамекен» вынес решение в пользу того, чтобы разрешить вывоз бычков, сохранив ограничение на продажу за рубеж маточного поголовья, пишет «КазахЗерно.kz».

Против такого вот частичного снятия ограничений выступили лишь два члена комитета – Ассоциация мясоперерабатывающих предприятий Казахстана и Ассоциация фермеров Казахстана.

— Мораторий действовал почти год – и ничего страшного не случилось. Напротив, негативные последствия для фермеров повлечет его отмена и разрешение на вывоз живого скота, — прокомментировал ситуацию по нашей просьбе Жигули Дайрабаев, председатель правления Ассоциации фермеров Казахстана.

Напомним, что мораторий был введен Минсельхозом РК в начале 2020 года после того, как в 2019 за границу ушло 156 тыс. голов крупного рогатого скота (из них маточное поголовье 8830) и 263 тыс. голов мелкого рогатого скота (из них маточное поголовье – 160 тыс. голов).

По мнению Жигули Дайрабаева, цель Казахстана – увеличивать поголовье скота. Именно для этого Минсельхоз РК год за годом тратит десятки миллиардов тенге, субсидируя приобретение и ввоз поголовья из-за границы. В этих условиях возобновлять экспорт как минимум странно – сначала государство оплачивает ввоз скота, а потом разрешает его вывозить. Зачем?

— Да, есть мнение, что вывозить откормленных бычков можно, и это не приведет к сокращению поголовья, — отметил Жигули Дайрабаев. —  Но дело в том, что проконтролировать, какой именно скот вывозится, будет невозможно. И никто не сомневается, что вместе с бычками за рубеж пойдут и телки. Ведь покупатели в том же Узбекистане заинтересованы в увеличении своего маточного стада, и готовы платить за телок из Казахстана. На границе проконтролировать процесс будет невозможно. Мы это видели в прошлые годы, когда массово вывозилось маточное поголовье, причем, до этого ввезено за счет госсубсидий. На этот раз будет так же.

Но и вывоз самих откормленных бычков – огромный ущерб для страны. Ведь намного выгоднее вести забой скота на собственных мясокомбинатах, а продавать уже переработанную продукцию: не только мясо, на которое есть спрос в Казахстане, но и другие части туши – от копыт до внутренностей, которые уже сегодня запрашивает Узбекистан.

— Для нас это – рабочие места, налоги, валютная выручка, — добавил Жигули Дайрабаев. – Кроме того, мы должны помнить о главной задаче работы Минсельхоза и цели бюджетного финансирования госпрограмм – обеспечение продовольственной безопасности страны. Сотни миллиардов бюджетных денег были потрачены на то, чтобы поднять отрасль животноводства и обеспечить казахстанцев недорогим и качественным мясом. Почему же в итоге все результаты господдержки должны пожинать откормочные площадки? Ведь именно они будут посредниками при продаже живого скота, а простые фермеры никакой выгоды не получат.

Жигули Дайрабаев отмечает, что откормочные площадки в настоящий момент не выполняют своей роли, о которой много говорилось при запуске программы повышения экспортного потенциала по мясу КРС (и под которую на их создание и выделялись миллиарды тенге). То есть, сейчас площадки стоят пустые, и скот у фермеров не принимают. Сельчане жалуются, что требование многих откормплощадок – сдавать им бычков весом более 250 кг. Если вес ниже – их не принимают. То есть, по сути, откормплощадки требуют приводить им уже откормленный скот, который можно тут же отправить за рубеж, не тратя собственных средств на содержание и откорм.

— По сути дела, это обычная спекуляция, — прокомментировал Жигули Дайрабаев. – Ничего не делая, не вкладывая своих сил и средств, зарабатывать на перепродаже – вот суть подхода многих откормочных площадок. Для этого им и нужно открытие экспорт живого скота.

Для рядовых казахстанцев снятие моратория и возобновление экспорта живого скота обернется неприятными последствиями в виде резкого роста цен на мясо. Говядина и без того существенно выросла в цене за минувший год, и новое подорожание сделает ее просто недоступной большому числу жителей страны. Сторонники экспорта живого скота говорят, что это – нормальный процесс, и рост цены — условие роста всей отрасли. Но если взять пример Монголии, которая ушла далеко вперед Казахстана в развитии животноводства, мы увидим совсем другую картину: мясо там стоит примерно 800 тенге за килограмм, в переводе на нашу валюту. Причем, это мякоть, без костей. Монголы не продают скот живьем, а наращивают поголовье и развивают собственную переработку благодаря господдержке модернизации мясокомбинатов. Также в Монголии процветает бизнес по изготовлению и экспорту традиционных национальных деликатесов в сушенном виде. Эта готовая продукция пользуется спросом по всему миру.

А ведь Казахстану тоже есть, что предложить в виде мясных деликатесов, если подойти к вопросу грамотно, с точки зрения долгосрочной стратегии, а не сиюминутной выгоды отдельных заинтересованных людей.

— Нашей позицией должно быть «развиваться», а не «наживаться», — уверен Жигули Дайрабаев. – Пора уже всем вспомнить об общих интересах, и подумать о том, как поднимать всю отрасль, а не только личный бизнес «купи-продай». Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в недавнем Послании народу Казахстана обратил внимание, что цель Минсельхоза – обеспечить рост экспорта переработанной продукции и повысить производительность труда в отрасли. Снятие моратория на экспорт живого скота напрямую противоречит этому поручению.

Поэтому, считает глава Ассоциации фермеров, министру сельского хозяйства Сапархану Омарову нужно действовать более решительно, выполняя поручения глав государства, не оглядываться на тех, кто мешает развитию.

Источник: kazakh-zerno.net


Смотрите больше интересных агроновостей Казахстана на нашем канале telegram, узнавайте о важных событиях в facebook и подписывайтесь на youtube канал и instagram.

Обсуждение

0 коментарии