27.10.2020
2 мин

Озвучен ТОП-10 предложений по развитию АПК Казахстана на 2022-2027 годы

Озвучен ТОП-10 предложений по развитию АПК Казахстана на 2022-2027 годы

Альянс ассоциаций агропромышленного комплекса Казахстана и Народно-демократическая патриотическая партия “Ауыл” представили концептуальные предложения по развитию АПК на 2022-2027 годы в ходе тематического круглого стола в Нур-Султане, сообщает World of NAN.

Сообщается, что в основе концепции “100 проблемных вопросов АПК и путей решений” заложен принцип обеспечения стабильной рентабельности бизнеса и управления рисками в сельском хозяйстве.

«Концепция разрабатывается по принципу Плана нации «100 конкретных шагов». Считаем, что программа должна быть простой и понятной, а также строится по принципу “снизу-вверх”, то есть от конкретных запросов СХТП в регионах”, – рассказал представитель Альянса, председатель “Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана” Кайрат Бисетаев.

Спикеры – представители отраслевых ассоциаций – озвучили ТОП-10 актуальных проблем и предложений, заложенных в основу программы:

1. Текущая система мер господдержки не гарантирует рентабельности бизнеса в АПК, несмотря на миллиардные бюджеты. Концепция предлагает финансовые средства направлять на сохранение долгосрочной кредитоспособности предприятий. Это даст кредитным организациям и инвесторам необходимую уверенность.

2. Рыночные инструменты регулирования ценообразования должны заменить административные запреты и ограничения.

“Назрела необходимость перехода от декларативной заботы о социально-уязвимых слоях населения к реальной заботе о них – имеется в виду переход к адресной продовольственной помощи. Такая реформа – прекращение контролирования цен для всех категорий граждан, в том числе и обеспеченных, – позволит только в хлебопечении и зернопереработке получить дополнительно 60-80 млрд тг ежегодно, а также избежать потерь от административных запретов, которые были, например, при ограничении экспорта зерна в 2020 году (потери в 11 млрд тг), при запрете экспорта шкур в 2019 года (потери 10 млрд тг), а также запрете экспорта скота (потери в 30 млрд тг в год)”, – отметил Евгений Ган, президент ассоциации “Союз зернопереработчиков Казахстана”.

3. Фискальные инструменты для стимулирования отрасли: налоговый режим в АПК зависит от формы собственности, размера земельных наделов, а не от типа производства, что является искажающим и сдерживающим фактором.

“Единый аграрный налог, исчисляемый с гектара, зависящий только от ее продуктивности, призван обеспечить эффективное использование земли и единый режим для всех. Он будет поступать в местный бюджет для устранения дисбаланса в обеспечении сел инфраструктурой, что является основной причиной оттока сельских жителей”, – разъяснил Максут Бактибаев, генеральный директор ”Мясного союза Казахстана”.

4. При отмене пошлин, налогов и сборов на технику на период 5-10 лет можно увеличить темпы обновления устаревшего машинно-тракторного парка на 40%. Важно исключить возможность перераспределения господдержки из одной отрасли в другую через утильсбор на сельхозтехнику. Общий годовой объем субсидирования АПК 287 млрд тенге, а общий объем платежей по утильсбору от фермеров составит 56 млрд тенге или 20% от общего объема субсидирования сельского хозяйства. В первую очередь необходимо отменить утильсбор или установить для него адекватную ставку в 0,5%, вместо 10-30% от стоимости техники.

5. “Развитие сельских территорий нужно осуществлять по принципу обеспечения доступа к полноценной инфраструктуре опорного села (школы, больницы, досуг и др.) на расстоянии не более 25 км по твердому дорожному покрытию от базового села сельхозпроизводителя. Этот принцип обеспечил развитие фермерства и освоение территорий в США, Канаде и Австралии”, – рассказал Нурлан Оспанов, председатель “Зернового союза Казахстана”.

6. Существующая система господдержки и фискальная политика не стимулируют агробизнес участвовать в развитии сельских территорий. Средний и крупный агробизнес, который оказывал и продолжает оказывать поддержку селам может участвовать и в софинансировании совместных с местными органами проектов по развитию сельских территорий. Для этого необходимо разработать стимулирующие меры.

7. Только 1,8% от общей суммы кредитов (на 1 января 2020 года) приходится на сельское хозяйство (на 1 января 2019 года – 3,7%). Большая часть капитальных вложений – порядка 73% – финансируется за счет собственных средств предприятий. Решение – развитие системы кредитных товариществ как институтов регионального развития, на основе которых можно строить кооперативную систему фермерского кредита.

8. Упрощение входа на рынок новых фермеров. В настоящее время 2-3 года занимает процедура открытия новой фермы. Создание типовых ферм в регионах с привлечением СПК (земля, инфраструктура, сегментируют участки, типовой проект) и последующая продажа готового бизнеса через аукцион ускорит вхождение новых игроков.

9. Доступ к финансам можно увеличить за счет понятности риска и экономической доступности страхования.

“Ежегодная господдержка в размере не менее 250 млрд тенге может быть нивелирована рисками засухи, болезней, поэтому важно запретить субсидирование получателей без страховой защиты. Средняя годовая потребность на страхование базовых рисков составляет – 40 млрд тенге”, – рассказал Серик Ибраев, председатель “Ассоциации агрострахования”. 

10. Важно открыть реестры землевладельцев, которые нерационально используют земельные ресурсы (рынок должен владеть данными, так как это риски для кредиторов и страховщиков).

В заключении встречи председатель “Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана” Кайрат Бисетаев внес предложение по организации Аграрных торговых миссий при посольствах Казахстана в странах, представляющих интерес для АПК, с целью обеспечения гарантированного экспорта с/х продукции и продуктов ее переработки.

Руководители данных миссий будут назначаться МСХ РК по согласованию с Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан “Атамекен”.