Промышленные гиганты: Павлодарский тракторный завод

13 ноябрь 2019
6 мин
Автор: Касым Ахат
2456
Промышленные гиганты: Павлодарский тракторный завод

Целине нужен «казахский народный трактор»

Освоение целины решило не только продовольственную проблему. В Казахстане также появились новые промышленные производства, в том числе машиностроительные. Во многом именно это дало толчок всестороннему развитию сельского хозяйства в нашей стране. В первые годы целины на полях работала техника, произведенная в Беларуси, России и Украине. Все понимали, что для более эффективной работы необходимо наладить производство сельхозтехники здесь, в Казахстане. И уже к середине шестидесятых годов в республике стали выпускать собственные тракторы, названные в обиходе «казахскими народными тракторами».

Запуск Павлодарского тракторного завода

В начале марта 1966 года была заложена основа строительства одного из крупнейших тракторных заводов в Союзе – Павлодарского тракторного завода (Далее – ПТЗ). Решение о строительстве предприятия  принималось на самом высоком уровне – на XXIII съезде КПСС. Позже его назвали в духе того времени – имени лидера мировой революции Владимира Ленина. Произошло это только в 1975 году, когда с конвейера сошел сотый трактор ДТ-75. Этот тракторный завод стал одним из самых высокотехнологичных в СССР. Ставка была сделана именно на полную механизацию и автоматизацию производственных процессов, в цехах установили автоматические и поточно-механизированные линии, автоматы и полуавтоматы. Словом, на нем было самое современное специализированное оборудование того времени. Планировалось, что уровень механизации на производстве должен превысить 80%. Ранее ничего подобного не было ни на одном тракторном заводе Советского Союза.


Фото: avtomash.ru

Трактор «Казахстан»

Конечно, говорить о полноценном выпуске тракторов в первые годы работы ПТЗ еще не приходилось. В 1967 году был основан завод специнструментов и технологической оснастки при ПТЗ. Со следующего года здесь стали выпускать детали трансмиссии к волгоградским тракторам ДТ-75. Но прошло еще несколько лет, прежде чем из его цехов вышел первый гусеничный трактор ДТ-75М. Эта сельхозмашина получила название «Казахстан». Поначалу эту модель сельхозтехники казахстанской сборки называли «младшим братом» трактора Волгоградского тракторного завода. Конечно, отличия были незначительные. Но уже очень скоро младший брат перерос старшего. Для этого как следует пришлось постараться инженерам-конструкторам ПТЗ.

Что же было усовершенствовано? Начали с кабины. Условия для работы тракториста должны были быть самые лучшие. Может в наше время эти ноу-хау и кажутся незначительными, но для своей эпохи эти новшества были очень и очень существенными. Так, в кабине трактора появилось подрессоренное сиденье, что позволяло его регулировать с учетом роста и веса водителя. А за этим последовали и другие изменения. Изменился размер крыши, что увеличило трактористу обзор. При пахотных работах это имеет огромное значение. Также планировали установить новые, более совершенные двигатели, чтобы механизатор мог запустить машину прямо из кабины. Кроме того, установили блокировку, чтобы нельзя было запустить двигатель при включенной коробке передач, а также генератор переменного тока. Конструкторы решили и вопрос повышения мощности двигателя до 110-120 лошадиных сил, что, в свою очередь, позволило увеличить скорость трактора до 13-14 километров в час.

Фото: avtomash.ru

ПТЗ: от рассвета до заката

Технологические мощности завода позволяли выпускать свыше пятидесяти тысяч тракторов ежегодно. Этих показателей удалось достичь уже к 1984 году. Всего же к тому моменту было выпущено порядка полумиллиона машин. Причем казахстанская сельхозтехника работала на полях не только нашей республики. На этой машине трудились аграрии на Урале, Дальнем Востоке, в Сибири и республиках Центральной Азии. Наши машины были узнаваемы – яркого голубого цвета, с белой крышей и надписью «Казахстан». ПТЗ мог выпускать до 9 модификаций сельхозтракторов, а также бульдозеров. Так, уже в середине восьмидесятых годов на заводе начали производить тракторы новой модели, которая имела так называемую «квадратную» кабину. В результате обзор у машиниста стал шире – стекла значительно увеличились в размере. С 90-х годов на заводе стали выпускать еще две модификации: трактор ДТ-90, предназначенный для промышленных нужд, а также ДТ-75Т для сельского хозяйства.

К сожалению, с развалом Советского Союза ПТЗ повторил судьбу многих промышленных гигантов страны. Если в лучшие годы с конвейеров предприятия выходило свыше 50 тысяч тракторов, то уже в 1997 году здесь выпускали около 2 тысяч сельхозмашин. А уже год спустя, когда мир охватил финансовый кризис, Павлодарский тракторный завод объявили банкротом. Позже предпринимались попытки полноценно реанимировать завод, но они ничем существенным не закончились. Сегодня на предприятии работают несколько цехов, выпускающие различные детали. Но ПТЗ в каком-то смысле уже стал историей.