На площадке Службы центральных коммуникаций обсудили самую горячую тему для аграриев – дефицит дизельного топлива. Ответственные лица, начиная с вице-министра энергетики Асета Магауова рассказали о ситуации с ГСМ в стране и ответили на вопросы журналистов, как и когда решится вопрос дефицита и сколько будет стоить дизтопливо в самое ближайшее время, сообщает World of NAN.
ПРОИЗВОДСТВО ВЫРОСЛО, КАК И ПОТРЕБЛЕНИЕ
Открывая брифинг, вице-министр отметил, что в этом году выросли объемы не только производства, но и потребления. В следствие этого образовался дефицит.
По словам А.Магауова, в этом текущем году объем производства дизтоплива составит 4,9 млн тонн. Это максимальный объем за последние годы. Только с мая по сентябрь производство выросло на 480 тыс тонн. Это практически месячное производство трех НПЗ. Что касается высокого потребления, то основной причиной является существенная разница в ценах на дизельное топливо по сравнению с соседними странами, говорит вице-министр.
«Крупные АЗС примерно 207-208 тенге за литр держат, остальные сети 230-240. С начала года мы держали цену 200 тенге за литр. Разница доходила с Российской Федерацией до 100 тенге за литр, с Узбекистаном 70-80 тенге за литр, Кыргызстаном 61. Эта разница способствовала тому, что практически весь транзитный поток старался заправиться на въезде и выезде из Казахстана. Таким образом мы видим резкий рост потребления в Казахстане именно на приграничных областях. По нашей оценке, если сравнивать с предыдущими годами, это составит порядка 10-15%», – подчеркнул спикер.
На ситуацию, по словам вице-министра, повлияло и закрытие Павлодарского НПЗ на ремонт.
«С 1 октября Павлодарский НПЗ «встает» на ремонт. По плану работы были запланированы на июль-август. Чтобы создать определенный запас, перенесли на 1 октября. Мы предполагали благодаря увеличению производства накопить запасы. Однако потребление стремительно росло. Остатки на сегодня составляют 210 тыс тонн. Этого хватит на 11-12 дней потребления. Остановка Павлодарского НПЗ влияет на баланс дизтоплива в стране. В связи с этим мы видим, что необходимо импортировать из РФ 100 тыс тонн дизтоплива», – сообщил А.Магауов.
Помимо этого, решить проблему дефицита ГСМ, особенно в осенне-уборочные работы в будущем поможет выход на биржевые торги, считает вице-министр. Он проинформировал, что весной начались биржевые торги бензинами, в этом месяце стартовала торговля керосином. После активации Павлодарского НПЗ планируются торги уже дизельным топливом, «чтобы владельцы мелких АЗС имели доступ к ресурсам и обязать не только крупных, но и прочих давальцев выставлять свои объёмы на биржевую торговлю».
ПОЧЕМУ СЛОЖИЛСЯ ДЕФИЦИТ ДИЗТОПЛИВА?
По словам председателя ОЮЛ «Казахстанская топливная ассоциация» Болата Ауетаева, в Казахстане вопрос обеспечения дизтопливом наряду с высокими ценами у соседей остро встал и из-за аварийной остановки атырауского НПЗ на 4 месяца.
«Цена за литр дизельного топлива в Узбекистане составляет 350 тенге, России 300 тенге, а в Кыргызстане 260 тенге. Из-за такой разницы в приграничных районах скупают казахстанское топливо. Что усугубило проблему с дефицитом», – подчеркнул Болат Ауетаев.
Также он объяснил причину отсутствия дизтоплива на некоторых АСЗ. Так, основные давальцы продают дизтопливо по 160-190 тенге за литр, после чего реализация топлива идет по 220-255 тенге за литр. Однако Агентство по защите конкуренции административными методами требует держать стоимость дизтоплива на уровне 200 тенге. Таким образом, автозаправочным станциям не выгодно реализовывать дизтопливо и они отказываются от него, либо же переходят на талонные системы.
СИТУАЦИЯ УСУГУБЛЯЕТСЯ
По словам директора департамента нефтепереработки и нефтехимии АО «НК «КазМунайГаз» Макеева Дмитрия, казахстанские производители не могут покрыть уровень потребления дизтоплива в Казахстане. Текущий объем производства на трех НПЗ составляет 16 тыс тонн в сутки, тогда как уровень потребления равен 16,5 тыс тонн в сутки. Ситуация также усугубится из-за закрытия павлодарского НПЗ.
«Остановка завода обусловлена необходимостью ремонта, частичной заменой и освидетельствования ряда технического оборудования в целях исключения производственных рисков. В этом году ремонт завода переносился дважды из-за поддержания баланса на внутреннем рынке, с учетом спроса фермеров. Больше перенос невозможен из-за погодных условий», – рассказал Макеев Дмитрий.
По его словам, до остановки на ремонт в Павлодаре будет сформирован запас на 27 тыс тонн дизтоплива, который будет отгружаться в течение октября. Также будут сформированы запасы бензинов АИ-92 – 45 тыс тонн и АИ-95 – 9 тыс тонн. Ремонт пройдет до конца октября. По приблизительным расчетам, в павлодарском НПЗ товарный дизель в объеме 6 тыс тонн в сутки начнет отгружаться с 28 октября.
КАК РЕШАТ ПРОБЛЕМУ?
Председатель ОЮЛ «Казахстанская топливная ассоциация» Болат Ауетаев согласен с вице-министром, что для стабилизации ситуации на внутреннем рынке необходимо импортировать дизтоплива из РФ. Однако стоимость дизтоплива существенно вырастет.
«Учитывая, что цены на дизтопливо в России формируются на основе мировых котировок, которые находятся на пике, ориентировочная стоимость летнего дизтоплива составит 280 тенге за литр, зимнего 330-350 тенге за литр», – подчеркнул Болат Ауетаев.
Дополняя спикера, вице-министр А.Магауов отметил, что в Москве уже состоялись переговоры с коллегами из Минэнерго РФ, достигнута договорённость по поддержке поставок дизельного топлива в Казахстан. Ориентировочно объемы должны быть доставлены 10-15 октября. Тогда, возможно, ситуация по дефициту снизится.
Смотрите больше интересных агроновостей Казахстана на нашем канале telegram, узнавайте о важных событиях в facebook и подписывайтесь на youtube канал и instagram.
Обсуждение