Меню
25 апрель 2022
3 мин
1086
Автор:

К какому логистическому решению придет Казахстан?

К какому логистическому решению придет Казахстан?

Паралич логистической цепочки через РФ в Европу и обратно. Какие пути есть у Казахстана? На сколько вырастет стоимость логистики и какие сложности могут возникнуть.

Конец февраля 2022 года стал переломным в Российско-украинских отношениях, поделив время на «до» и «после» конфликта. Антироссийские санкции побили мировой рекорд, став абсолютным лидером по количеству, подвинув с первых позиций завсегдатого этого клуба – Ирана.

В свете данных событий, в значительной степени пострадала мировая цепочка поставок, и подобный исход может быть весьма чувствительным для экономики стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), логистика которых проходит через территории стран, попавших под эмбарго.

Зависимость от рынка России

Казахстан хоть и не попал напрямую под санкционные западные ограничения, однако в шторм событий, как и все экономические партнеры России по Евразийскому экономическому союзу, будет вовлечен.

Республика больше всех членов ЕАЭС интегрирована, и следовательно зависима от всех экономических процессов, происходящих в России. Курс тенге практически неразрывно связан с положением рубля.

Большая часть экспортируемых казахстанских нефтепродуктов проходит через российские порты. В то время как многие страны-покупатели отказываются от нефти, отгружаемой из России, за невозможностью определить страну происхождения, а также опасаясь смеси с российскими сортами, - поставки казахстанской продукции в страны Евросоюза задерживаются.

Также сказывается технологическая, сельскохозяйственная и логистическая зависимость Казахстана от России, которая в отсутствии быстрого переориентирования грозит для республики кризисом.

Экспорт-импорт Казахстана в страны ЕС

Согласно данным Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан, товарооборот между Казахстаном и странами ЕС за январь-февраль 2022 года составил $6,0 млрд, что на 70,9% выше, чем за аналогичный период предыдущего года ($3,5 млрд).

Экспорт из Казахстана в страны ЕС за январь-февраль 2022 года вырос на 84,4% и составил - $5,2 млрд.

Импорт в Казахстан из стран ЕС за январь-февраль 2022 года вырос на 14% и составил $767,5 млн.

Рост экспорта в страны ЕС обосновывается увеличением поставок таких товаров, как: нефть сырая - на 81,2% ($4,6 млрд), ферросплавы - рост в 2,5 р. или (до $96,3 млн), алюминий необработанный - рост в 2,5 р. (до $58,0 млн), пшеница - рост в 13,2 р. (до $31,7 млн), нефтепродукты - на 40,4% (до $94,6 млн), природный газ - рост в 4,3 р. (до $35,5 млн).

Для экономики республики, подобная положительная динамика, в свете геополитических событий - остается одной из приоритетных задач.

Какие пути решения есть у Казахстана?

В начале марта Правительство Казахстана создало Оперативный штаб по антикризисным мерам, в который вошли ведущие эксперты в области экономики, управления и финансов республики, а также бизнесмены и министры, нацеленные на решение влияния антироссийских санкций на Казахстан.

В ходе последнего заседания была поставлена задача на переориентирование логистических цепочек и создание альтернативных маршрутов из Казахстана в страны ЕС.

Одним из вариантов, предлагаемый экспертами - развитие Транскаспийского Международного Транспортного Маршрута, который пролегает через Китай, Казахстан (через порты Актау и Курык) акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию, затем Турцию и далее в страны Европы. Такой маршрут увеличит тарифы и повлияет на сроки поставок, однако станет безопасной альтернативой для экспорта и импорта стран участниц.

По мнению директора департамента логистики и перевозок Национальной Палаты предпринимателей «Атамекен» Мурата Амрина, у Казахстана есть еще один дополнительный вариант транзита казахстанской продукции в страны ЕС в обход российских маршрутов. «Альтернативные маршруты у нас есть также транзитом через Иран в направлении Узбекистана, транзитом через Туркмению. Через Иран мы можем сухопутным путем попасть в Турцию, автомобильным путем, и есть выход на порты Ирана. Есть некоторые вопросы по пересечению границы с туркменской стороной, поскольку там еще действуют ковидные мероприятия», - отметил он.

На сколько вырастет стоимость логистики и какие сложности могут возникнуть

Дефициты и стоимость логистики будут возрастать, пропорционально увеличению расстояний и длительности поставок грузов, Примерные расчеты экспертов указывают на то, что вырастет в 2-3 раза. Но эта картина может продлиться до тех пор, пока не будет отлажена альтернативная цепочка поставок.

Обсуждение

0 моментарии