07 сентябрь 2022
3 мин
76
Автор: Айнур Кулашева

Хотите знать, почему дорожает колбаса?

Хотите знать, почему дорожает колбаса?

Каждый день СМИ муссируют информацию о повышении цен на продукты. За счет чего растет цена? И праведен ли гнев потребителей, которые обвиняют в нечестивости производителей? Журналист World of NAN решил узнать у отечественных переработчиков мяса, почему растет цена на колбасные изделия.

Вся прибыль в карман супермаркетов?

Дела у отечественных переработчиков не так хороши, как кажется. Российские гиганты буквально вытесняют их из прилавков в Казахстане. По словам производителей, они не в силах конкурировать с соседями, которые часто прибегают к услугам генной инженерии. Наши же за качество. Усугубляет ситуацию «серый импорт», который так же мешает добросовестным переработчикам.

ИП А.Ким выпускает продукцию под маркой «Орда» в столице. Они одни из тех, кто еще не попал в супермаркеты. Коммерческий директор предприятия Дамир рассказал о непомерно высокой плате за честь быть представленным на прилавке отечественного магазина отечественному же товару. Из его уст мы узнали насколько дорожает колбаса пока дойдет от цеха до нашего стола.

По словам Дамира, в супермаркеты очень серьезный отбор и большой перечень документов, которые нужно получить. И еще большее количество бонусов, которые идут только в пользу магазина. 

«Моя цена за колбасу условно 1000 тенге за килограмм. В эту цену уже входит стоимость сырья, оплата труда сотрудников, комуслуги и наша прибыль. С этой ценой идем в супермаркет. А там у них своя бонусная система. Есть так называемые ретро-бонусы. К примеру, на нашу колбасу в 1000 тенге закладывается сверху 12-13%. Цена уже растет. Это только начало. После этого идет отдельная накрутка. В среднем на 40-50, если не 60% . То есть я предлагаю продукт по 1000 тенге, но в супермаркете ее цена будет около 1800 тенге. Хотя могла бы стоить около 1300 тенге максимум», – объясняет Дамир.

То есть если в обычном магазине у дома такая же колбаса будет стоить 1400 тенге с 20%-ной накруткой торговых представителей-развозчиков, в супермаркете вы за нее заплатите 1800 тенге.

Идем дальше. Чем дальше, тем больше затрат. В супермаркете должен быть  закрепленный за магазином специалист. Он выкладывает и следит за товаром. Практикуется на 3 супермаркета выделять одного человека. Зарплату платит цех. Это дополнительная денежная нагрузка. Еще один момент – маркировка, знаки, которые ложатся на плечи производителя дополнительным финансовым бременем.

«Обязательное условие сотрудничества – раз в неделю делать большую скидку на какую-то позицию. К примеру, колбаса стоит 1800-1900 тенге, а со скидкой она будет стоить 1100 тенге. Мы привезем и поставим, но не заработаем, а заработает супермаркет», – разъясняет популярную скидочную систему Дамир.

Но даже если вы будете согласны на все условия, самое печальное, что по итогу администрация рассматривая заявки, сама решает с кем работать. Потому что условия на рынке диктуют торговые точки.

Своя, да не наша?

Султан Сатыбалдиев, представитель цеха «Столичные деликатесы» признает, что попасть в супермаркеты действительно тяжело. Но связывает это с большой конкуренцией. Благо они свое место на прилавках отвоевали. Но проблемы в бизнесе еще есть.

«Мясо берем из птицефабрик, еще приходится завозить из других стран. Потому что не хватает сырья местного. Привозим из России, специи из Германии. Обертку тоже импортируем. Цены на продукцию с начала года выросли на 15%. Покупателей поубавилось», – поделился наш собеседник.

Сильная зависимость от импорта напрямую влияет на ценообразование. Ведь покупается все за валюту, а она у нас растет быстрее теста на дрожжах.

«Кроме фарша ничего отечественного не используется! Даже специи завозим из-за рубежа. Потому что хотим хорошее качество. Клипсатор, устройство для наклейки – стоит около 200 тыс евро. В РК его нет. Поэтому наклейки импортные. Даже оболочку не делают в Казахстане», – добавляет к словам коллеги Дамир.

Вдумайтесь, продукцию приготовили в нашей стране, а оболочку заказали в соседней. Комплектующие, все необходимое оборудование тоже заморские.  Чуть не забыли, из нашего еще сертификаты халал, которые кстати не бесплатны. И закладываются в цену на колбасу. Теперь вам, наверное, понятно, за что вы платите и почему колбаса нынче недешевое удовольствие.