В Казахстане идет массовый окот сайгаков. И пока инспекторы лесного хозяйства и животного мира следят за безопасным отелом степных антилоп, фермеры в очередной раз считают убытки от нашествия краснокнижных. Сильнее всех страдают крестьянские хозяйства Западного Казахстана, где обитает одна из трех популяций – уральская, сообщает World of NAN.
Как рассказал нашему порталу глава КХ «Ағайын» Алик Доскалиев, проблему фермеры Жаксыбайского сельского округа Уральской области поднимают уже несколько лет подряд. Однако действенных мер со стороны властей не видят.
Сам А.Доскалиев занимается сельским хозяйствомс 2011 года. Разводит породистый скот – ангусов и герефордов. С 2015 года заготовка кормов и посев кормовых культур стало невозможным. Планам фермера мешают сайгаки.
«Уже семь лет мы страдаем от нашествия сайги. Для обеспечения КРС кормами хотел засеять многолетние травы. Но это нереально. Сайгакиприходят весной, в период посева – в конце марта и начале апреля. Ни о каких работах на поле в это время не может идти речь. В наличии имею тысячу гектаров земли, но не могу обеспечить себя кормами», – жалуется животновод.
Нехватка кормов принесла ощутимый урон его хозяйству в этом году. Слабые животные, еле перенесшие зиму, не выдержали наводнения, которое случилось в селе. А.Доскалиев потерял 15 телят и 12 коров. Компенсацию за падеж не получил. Скот был не застрахован…
Заготовка кормов лишь часть проблем, которые создают животные. По словам фермера, сайга вытаптывает сенокосы, после ее нашествия на пастбищах не остается травы для домашнего скота.Хотя в этом году, как рассказал наш собеседник, были обильные дожди. Трава выросла высокая и ее было очень много. Но полакомилась ею только сайга.
Во время отела трогать животных, выгонять с пастбищ тоже нельзя. За этим следят инспекторы, к тому же за подобные действия последуют наказания.
Как отмечает А.Доскалиев, страдает от резкого увеличения поголовья не только их аул, но и все близлежащие села.
«Это проблема не только моего хозяйства. Все фермеры жалуются. Сельчане тоже недовольны. Совсем недавно женщины уже выходили с метлами. Сайгаки запросто могут забрести в аул. Невозможно пасти молодняк – ягнят и коз на пастбищах. Да к тому же телята и ягнята иногдауходят вслед за сайгаками», – продолжает фермер.
Именно по этой причине ему пришлось отказаться от разведения мелкого рогатого скота. Во-первых, не хватает травы, во-вторых, мелкий скот часто забивается в стадо сайгаков.
Бороться со степными антилопами фермер пытался сам. Поставил электрическую изгородь. Но как оказалось, ток животных не пугает.
Сайгаки совершают набеги и на поля российских фермеров, говорит А.Доскалиев. Их село находится на приграничной с Саратовской областью террриторией. Животные там тоже уничтожают посевы сельхозкультур.
В нашей беседе А.Доскалиев признается, что очень любит животных, именно поэтому выбрал животноводство. Не призывает и к отсрелу или другим кардинальным мерам в отношении сайгаков.
«Единственное, чего просим – это решить вопрос переселения животных. Мы предполагаем, что численность по стране достигла уже 2 миллионов. В нашем регионе около 500 тысяч наверное обитает. Власти знают о проблеме, но никак не решается вопрос переселения животных. Его нужно срочно решить. Ведь страдает и домашний скот и поголовье на фермерских хозяйствах», – говорит А.Доскалиев.
Чаяния фермеров ЗКО несколько лет подряд широко освещаются в СМИ. Просьба крестьян не меняется, как и ситауция.
Сейчас в стране популяция сайгаков искусственно не регулируется. После массового падежа 2015 года степные антилопы под защитой государства. Значит, если и решать вопрос, то только на государственном уровне.
Обсуждение