В условиях свалившейся на Казахстан пандемии коронавируса, а также кризиса, который она вызвала, многие предприниматели задумываются над переформатированием своего бизнеса. Сельхозпроизводители в этом плане не являются исключением. Несмотря на то, что объекты АПК у нас не закрывали, многие аграрии сталкиваются с теми или иными трудностями в работе. Это приводит нас к тому, что сегодня есть смысл искать новые ниши и направления.
Одним из наиболее привлекательных вариантов в этом плане может быть сельскохозяйственный туризм. Сегодня, когда повсеместно закрываются пляжи и курорты, сельхозугодья, пригодные для приема гостей, наоборот, активно работают и развиваются. С начала эпидемии сельский туризм уверенно вышел в топ. Люди по всему миру хотят быть ближе к природе, дышать чистым воздухом и питаться натуральными продуктами. Именно поэтому в таких странах, как Франция, Великобритания, Нидерланды, Германия, Испания, Ирландия проекты в сфере сельского туризма поощряются на государственном уровне.
В Европе он уже занимает второе место после традиционного пляжного отдыха. Есть все основания полагать, что это не случайность, а реальный долгосрочный тренд, потому что сельхозтуризм содержит в себе большие перспективы. Приведем лишь несколько примеров:
– Сельский туризм может помочь поддержать экономику фермерских хозяйств в конкуренции с крупными агрохолдингами;
– Развитие агротуризма может вдохнуть новую жизнь в пустеющие территории. Местные бюджеты благодаря этому могут получить новый источник налоговых поступлений, а сельская молодежь – стимул оставаться в родных местах и развивать новый интересный бизнес;
– В этой бизнес-нише низкая конкуренция, что является серьезным стимулом для предпринимательской деятельности, так как сулит хорошую прибыльность.
Существует несколько общепризнанных видов сельского туризма:
– Агротуризм (сбор урожая);
– Туризм пребывания («пожить в деревне»);
– Туризм практического опыта (получение жизненного опыта);
– Гастрономические туры (традиционные блюда и напитки);
– Общинный экотуризм (туризм экосообщества);
– Этнографический туризм (знакомство с местными традициями).
Чтобы подробнее раскрыть эту тему, мы записали интервью с доктором сельскохозяйственных наук, профессором Жумагали Оспанбаевым.
«У нас есть ферма под Алматой, мы сейчас подали на научное рассмотрение проект, хотим сделать из нее эко-ферму. На таких фермах производится экологически чистая продукция животноводства и растениеводства, то есть без каких-либо удобрений или химикатов. Также на нее могут приезжать покупатели, смотреть продукцию, выбирать что-то для себя. Эко-фермы могут использоваться и для развития агротуризма, когда посетители, кроме покупки товаров, могут отдыхать там», – сказал Жумагали Оспанбаев.
По его словам, в Казахстане пустует много земли, в том числе вокруг Алматы и Нур-Султана.
«Вся эта земля должна быть покрыта зеленью, чтобы были дополнительные зеленые пояса вокруг городов. Конечно, это не сразу произойдет, но со временем создание эко-ферм может стать одним из основных направлений в АПК. Сегодня мелкие фермеры особой поддержки не получают, поэтому не развиваются. Тем, у кого 5-10 гектаров, нужно обратить внимание на эту концепцию – выращивать экологически чистую продукцию. Достичь этого можно за счёт новых технологий, мы как раз сейчас будем изучать наиболее подходящие решения для такого вида фермерства. Например, удобрения можно добывать за счёт животноводства. У нас ведь сегодня растениеводство отдельно, животноводство отдельно. А на западе это называется life stock, когда все направления сельского хозяйства соединяются на ферме в одну систему. Из навоза они получают биогаз и гумус, удобряют овощные насаждения. Всё это зеленые технологии. Такую ферму можно поднимать всей семьей, что благотворно влияет на здоровье, потому что там часто используются ручной труд и орудия малой механизации. Внутри такой эко-фермы всё должно быть в виде круговорота – полное самообеспечение», – говорит Жумагали Оспанбаев.
Он отметил, что главное при создании подобной фермы – выбрать подходящие культуры, чтобы получать не один урожай, а два или три.
«Ещё один вопрос здесь заключается в официальной сертификации. За рубежом это распространено, но у нас этот вопрос не решен. Это важно, потому что покупатели должны быть уверены, что приобретают на такой ферме экологически чистую продукцию. Здесь также открываются широкие перспективы для сервисов доставки, чтобы клиенты могли получать какие-либо ягоды или овощи прямо с фермы», – считает Оспанбаев.
Кроме того, по его словам, эко-фермы могут стать новым трендовым направлением в туризме.
«Многие городские жители не могут выехать куда-то на отдых, далеко не у всех есть дача или какой-либо загородный участок. А так, люди приехали, отдохнули, искупались, если есть бассейн или какой-то водоем, набрали продуктов, и поехали обратно в город. Можно создавать целые сети таких ферм, но здесь важна четкая организация. В целом нам нужно дать возможность развиваться именно маленьким сельскохозяйственным единицам, оказывать точечную поддержку. Я не раз был в Америке, там повсеместно встречаются small farm до 20 гектаров. Они прекрасно развиваются, находятся на самообеспечении. А у нас, если начинают объединяться, появляется какая-то организация, какие-то должности, возникает бюрократизм. Это ни к чему», – убежден Жумагали Оспанбаев.
В заключение он подчеркнул, что при таком виде фермерства человек сам должен заниматься хозяйством, а не нанимать кого-то со стороны.
«В таком случае и рентабельность будет выше, и здоровье крепче. Раз ты землю взял, будь добр сам заниматься. Это будет гораздо выгоднее», – заключил Жумагали Оспанбаев.
Обсуждение