Меню
19 октябрь 2020
3 мин
1134
Автор: Евгений Федотов

Качество зерна нового урожая, рынки сбыта, теневой оборот – интервью с официальным представителем “Зернового союза Казахстана”

Качество зерна нового урожая, рынки сбыта, теневой оборот – интервью с официальным представителем “Зернового союза Казахстана”

Уборочная кампания в Казахстане подходит к концу, в части пшеницы работа уже завершена, по остальным культурам – на финишной прямой. 

Мы решили выяснить, какого качества зерно нового урожая, есть ли у Казахстана проблемы со сбытом, нужны ли нашей стране новые рынки, а также, что нужно предпринимать, чтобы стабильно получать качественный урожай.

На эти и другие вопросы в интервью порталу World of NAN ответил официальный представитель ОЮЛ «Зерновой Cоюз Казахстана», учредитель группы компаний «Северное Зерно» Евгений Карабанов.

Как вы оцениваете качество зерна в нынешнем году? 

– В этом году высокое качество зерна, в первую очередь из-за погодных условий. Хорошие, дружные всходы были, потом - жаркое лето. Все это благотворным образом сказалось на качестве зерна. Обычно в Казахстане в среднем 10-15% от общего урожая занимает пшеница hi-pro, то есть высокопротеиновая пшеница, которая пользуется повышенным спросом на мировых рынках, в частности, на наших традиционных рынках. Сюда можно отнести Китай, Турцию, страны Европы. А в этом году доля пшеницы hi-pro в общем урожае составляет более 40%, то есть такого давно не было. 

Безусловно, это положительный момент, но с другой стороны в связи с тем, что зерна достаточно много, реализовать такое количество на наших традиционных рынках очень тяжело. Соответственно, какую-то существенную премию производители за эту пшеницу, наверняка получить не смогут.

А какие могут быть варианты в плане решения проблем со сбытом?

– Проблем со сбытом как таковых нет. Если мы посмотрим баланс нашего экспортного потенциала по зерну и муке и баланс наших потенциальных импортеров-потребителей, то увидим соответствие спроса/предложения. При этом у нас который год идет стабильное снижение переходящих остатков на конец маркетингового года (июль-июнь). В этом году переходящий остаток продовольственной пшеницы прошлого года впервые за последние 20 лет был менее одного миллиона тонн.

В разные годы переходящий остаток достигал и пяти миллионов, и четырех, и трех с половиной, но в последние годы наметилась четкая тенденция к его снижению. С одной стороны, маленький переходящий остаток - это хорошо, то есть он не давит на рынок при формировании цен нового урожая, но с другой стороны в случае неурожая или других форс-мажоров, когда резко возрастает спрос у наших традиционных потребителей, это уже минус. Поэтому переходящий остаток в районе полутора миллионов был бы оптимальным для Казахстана. 

Какие у Казахстана есть перспективы в плане открытия новых рынков? Насколько это вообще необходимо?

– В вопросе открытия новых рынков нужно учитывать географический аспект. Если мы говорим об основных потребителях в глобальном масштабе, к которым можно отнести Индонезию, Египет и Турцию, то здесь “длинная” и дорогая логистика. Поскольку мы не имеем выхода ко внешним морям, говорить о каких-то глобальных продвижениях на новые рынки мы не можем. При дорогой логистике конкурентоспособность нашей продукции снижается.

Вместе с тем, у нас есть стабильные потребители в странах Средней и Центральной Азии: Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Афганистан. Азербайджан - менее стабильный импортер, Грузия, тоже. То есть, Закавказье уже непостоянные рынки для нас. 

В принципе, нам сейчас не нужны новые рынки, потому что сегодня динамично развивается потребление в основных странах-импортерах нашего зерна. В Узбекистане, Таджикистане, Афганистане идет рост населения, соответственно - возрастают потребности в зерне. Для них мы – самый близкий и самый дешевый с точки зрения логистики вариант. Конечно, теоретически зерно можно завозить откуда угодно; вопрос в стоимости. Поэтому, нужно заниматься развитием экспорта именно в эти страны.  

Вместе с тем рядом с нами есть перспективное китайское направление, еще существуют нишевые поставки в Европу, которые также можно поддерживать и расширять. 

Что нужно предпринимать, чтобы стабильно получать высокое качество зерна?

– Если рассматривать все аспекты, первым будет генетический потенциал. Качество зерна закладывается на уровне генов, то есть здесь речь идет о хороших семенах.

Второй аспект – агротехника. Это то, что зависит от человека: внесение удобрений, оптимальные сроки сева и уборки, использование средств защиты растений, послеуборочная обработка зерна.

В качестве третьего аспекта можно выделить погодные условия. Но, первые два пункта могут значительно скорректировать погодные условия, потому что при достаточности питания растению нужно меньше влаги, чтобы его потребить. Таким образом, даже не очень оптимальные с погодной точки зрения годы можно выровнять по урожаю. 

Какие основные проблемы в сфере зерноводства вы могли бы отметить на сегодняшний день?

– Насущных проблем у нас две. Первая – слабость нашей транспортной инфраструктуры. Образование бесконечных заторов на пограничных пунктах, особенно на станцииСарыагаш, по направлениям Узбекистан, Таджикистан, Афганистан и на китайском направлении. Это является ограничительным фактором для дальнейшего развития и обеспечения стабильных поставок.

Второй момент – большой объем теневого рынка. Мы не раз поднимали этот вопрос. С учетом подписанных межправительственных документов в странах ЕАЭС, а также введения новых межгосударственных стандартов и технических регламентов по безопасности зерна и продуктов его переработки требуется новый закон “О зерне”. Министерством сельского хозяйства создана рабочая группа, в состав которой вошли представители профильных ассоциаций, НПП “Атамекен” и государственных структур. На сегодняшний день участниками и специалистами “Зернового союза”разработана концепция учета и прослеживаемости зерна на всех этапах его жизненного цикла – от производителя до потребителя. Уже представлен проект нового закона, который бы позволил обеспечивать полный учет ипрослеживаемость зерна и продуктов его переработки. Сейчас этот документ направлен всем участникам рынка и государственным органам для обсуждения. Ждем от всех заинтересованных сторон предложений и замечаний.

Спасибо за интервью!

Обсуждение

0 моментарии