Под брендом QazAgroFood в стране сегодня работают несколько направлений бизнеса. Это поставка очищенных овощей в общепиты столицы и Караганды, доставка овощей, фруктов и зелени, а также первое в стране производство картофеля фри в Нур-Султане и Павлодаре. А предшествовало этому закрытие тестовых производств, многомиллионные долги и штрафы, порча в результате тестов 80 тонн картошки и многомесячное проживание в цехе в надежде разработать идеальную технологию фри. Журналист World of NAN познакомился с основателем бизнеса и расскажет, как в 27 лет прославиться на всю страну своим делом.
Успешный бизнес построил бывший сантехник и донерщик Санжар Каримбеков. Как и у многих бизнесменов, ставших узнаваемыми потом, у Санжара отсутствовали деньги, но была куча идей. Особенно горел он идеей производства картофеля фри. Когда-то работавший в донерной, он знал, что замороженный фри общепиту приходится закупать из соседних стран, отечественного производства нет. С другом решили заполнить эту нишу и выйти на рынок.
Для начала изучили опыт тех, кто закрылся. Казалось, что их недочеты взяли на заметку, сами-то точно не прогорят. Капитал – 500 тысяч тенге. Арендовали комнату в 32 квадратных метра, закупили картошку. Оборудование взяли в рассрочку у тех же, кто закрылся. И начали экспериментировать. 4 месяца партнеры не покидали цех. Спать тоже приходилось там. Опыты не удавались, отходы росли, долги тоже. Испортив 4 тонн картофеля так и не пришли ни к чему. Чтобы компенсировать хоть какую-то часть затрат, партию, которая была еще пригодна для употребления, продали в донерные. Другая портилась на глазах. Вскоре нагрянули из СЭС и дело вовсе пришлось закрыть.
Между тем от идеи не отказались. Решили сделать ставку на новое, специализированное оборудование. Изнурительные эксперименты по поиску технологий продолжились.
«То вкус был не тот, то мягкими получались. То не выдерживали сроков хранения и портились. Мы хотели запустить линию по замороженному фри, чтобы поставлять в общепиты. Но добиться соответствующего качества никак не получалось», – рассказывает Санжар.
Это была вторая неудачная попытка наладить бизнес. За это время у Санжара менялись партнеры, не было команды, долги только увеличились. Пришлось подойти к бизнесу с другого угла – начать искать инвесторов, которым была бы интересна бизнес-идея. И только через два года нашлись те, кто решил вложиться в дело. Инвестиции составили 30 млн тенге.
Модернизировав цех, энтузиасты продолжили поиск технологии. Однако заветный фри все не поддавался молодым ребятам. Как и в первых попытках, пошли убытки.
«Нужно было срочно выходить из ситуации. На складах оставались неочищенные овощи, на столах – наоборот, очищенные, но из которых фри все еще не получался. Тогда пришли к решению, которое поменяло вектор бизнеса в совершенное другое направление. Придумали предложить очищенный картофель предприятиям общепита. Объяснили сколько времени и затрат на рабочую силу теряют предприниматели и дело пошло», – продолжает рассказ молодой бизнесмен.
Сначала продавали только картофель, затем морковь и лук. На сегодня с фирмой работают известные крупные гостиницы и рестораны столицы. Параллельно разработали и запустили службу доставки овощей, фруктов. В супермаркетах открыли уголки по их продаже.
Между тем попытки выпускать замороженное фри продолжались. И лишь прошлой зимой, через 5! лет долгих поисков фирма добилась того качества, которое соответствовало хорошему продукту. В апреле была выпущена первая партия продукции.
«Она была не только не хуже, но и в разы лучше импортного. Тем более наше, отечественное. Было очень много трудностей, но мы пришли к первоначальной цели», – делится Санжар.
Конечно, пока о больших объемах говорить не приходится. В месяц производится около 2 тонн картофеля фри. Это капля в море. Тогда как по словам Санжара, объем рынка и спрос большой.
«Только в Астане в день потребляется 35 тонн картофеля фри, и это всё импорт. Пока мы такие объемы не можем осилить. Работаем над этим. Нужны дополнительные инвестиции. А бизнес прибыльный, если производить 1 тонну картофеля фри в день, можно заработать 9 млн тг чистыми», – раскрывает секреты маржинальной стороны бизнеса наш герой.
На данный момент QazAgroFood имеет 60 мини овощных отделов по городу. Налажено производство очищенных овощей в двух городах, объемом 45 тонн в месяц. Нацелены довести объемы до 110 тонн. Готовится к запуску предприятие по выпуску фри в Алматы. Стабильно работает еще одно – в Павлодаре.
Планы у команды грандиозные – выйти на рынки соседних стран. Молодой бизнесмен активен и в социальных сетях. На своей странице он рассказывает о своем пути, делится опытом.
«Хочу, чтобы мои посты помогли найти молодым начинающим предпринимателям свой путь. Победить страхи, узнать о тех трудностях, которые могут ждать на пути. Но самый главный мотив – дать понять, что все получится, если верить в себя и не сдаваться», – говорит Санжар.
Ему ли не знать, что значит дойти от наемного труда в донерной до основателя большой бизнес-сети.
Обсуждение