Меню
24 январь 2020
4 мин
48165
Автор: Касым Ахат

Восстание 1929-31 годов в Казахстане. Борьба с последствиями сталинской модели коллективизации сельского хозяйства

Восстание 1929-31 годов в Казахстане. Борьба с последствиями сталинской модели коллективизации сельского хозяйства

Коллективизация в Казахстане

Конец двадцатых и середина тридцатых годов прошлого века для советских крестьян стало временем великих перемен. И эти перемены были не всегда во благо народа, иногда они могли обернуться настоящим бедствием. Именно к таким трагическим последствиям привел XV съезд Коммунистической партии СССР, который состоялся в сентябре 1927 года. На этом съезде было принято решение переходить к курсу коллективизации сельского хозяйства. Политика создания так называемого строя цивилизованных кооперативов должна была стать составной частью строительства социализма. Чтобы привлечь крестьян к вступлению в колхозы, власти объявили, что все это делается на основах добровольности, самостоятельности и главное материальной заинтересованности. В дальнейшем это должно было привести к появлению в первом социалистическом государстве высших форм крестьянской кооперации. Но все заявления о добровольности, демократичности и самостоятельности оказались лишь пустыми разговорами. На деле все выглядело совершенно иначе. Партия постановила, что коллективизация в Казахстане должна быть завершена к 1932 году. А как известно, в средствах для достижения поставленных целей большевики себя не ограничивали. Они заранее распределили функциональные обязанности каждого из регионов республики. В зерносеющих районах планировалось создавать сельскохозяйственные артели, а в тех, где люди жили животноводством, решили создавать товарищества по совместной обработке земли. Претворять установки партии и правительства в Казахстане в жизнь должен был Филипп Голощекин. И сегодня его имя называют в числе главных виновников Великого голода 1932-1933 годов в Казахстане.

Методы коллективизации

Изначально коллективизацию в Казахстане начали проводить насильственными методами, не учитывая многовековой уклад казахского народа, а, следовательно, разрушая его. Осуществлялась тотальная борьба с зажиточным крестьянством. Причем эти цифры в итоге оказались в разы выше изначально запланированных. Если на первоначальном этапе ожидалось, что власти раскулачат от 3 до 5% крестьян, то в реальности своего имущества лишились в два-три раза больше крестьян. Пострадали даже так называемые зажиточные середняки. Осуществлялась полная конфискация имущества кулаков, а их самих ждала ссылка. Если в год, когда в СССР объявили о создании колхозов, в Казахстане было зарегистрировано почти 40 миллионов голов скота, то уже к 1 января 1933 года кочевники владели чуть более 4,5 млн голов. Цифры просто колоссальные. Степь охватил Великий голод. Погибло свыше 1,5 миллиона человек. Начался исход казахов со своих исконных земель. Только с 1931 по 1932 год Родину покинули порядка 1 млн 30 тысяч казахов, а это половина уцелевшего от голода населения.

Борьба против сталинской коллективизации

Не было ни одного региона в Казахстане, жители которого не покинули бы свои края. Так, одна часть казахов Мангистауского, Жилокосинского, Уильского, Табынского районов нашла спасение в Туркменистане, Каракалпакстане, а другая часть – в Иране и Афганистане. Кочевники Восточного Казахстана откочевали в соседние районы Китая. Среди них оказались жители Балхашского, Чокпарского, Илийского, Энбекшиказахского, Биен-Аксуйского, Саркандского, Джаркентского, Барибаевского районов. И многие из них, прежде чем уйти в Китай, поднимали мятеж против ненавистной советской власти.

Активный отпор политике коллективизации весной 1931 года дали жители Абралинского, Чингистауского и Чубартауского районов. Одними из тех, кто оказался в числе первых противников сталинской политики коллективизации стали жители Каракалпакстана, который в те годы входил в состав Казахстана на правах автономии. 26 сентября 1929 года на общем сходе казахов и каракалпаков было решено сообща бороться с коллективизацией. Повстанцы сформировали военную дружину, которая и выступила в открытую борьбу против властей. Она разгромила государственные учреждения в поселке Такта-копир, чиновники едва успели спастись бегством. Но что могли противопоставить бедные шаруа хорошо вооруженным частям регулярной армии? Восстание было жестоко подавлено. Одних – расстреляли, других – отправили на многолетнюю каторгу, кому-то удалось спастись в степи.

Вскоре практически в каждом районе началось открытое противодействие методам сталинской коллективизации. Общее настроение тех трагических дней можно почувствовать, ознакомившись с донесением начальника Казалинского районного отдела НКВД. Чекист пишет: «8 марта 1930 года под руководством авторитетного ишана Казалинского района Тасова Акмурзы была организована вооруженная банда – группа из байско мусульманского элемента, в которую также была втянута часть бедняков и середняков. Основной целью банды был отказ от уплаты госпоставок, хлебосдачи. Этим бандитским восстанием охвачено 8 административных аулов Казалинского района, а также часть аулов Кармакчинского района. После того, как была разгромлена банда Акмурзы, в августе 1930 года против мероприятий партии и правительства по хлебоуборке и сдаче хлеба против государства выступила банда, организованная баем Акмамбетом Акжаном, выходцем из рода Асан. Впоследствии банда называлась по имени рода Асан – Асановским бандитским восстанием. В подавлении этих банд участвовали части регулярных войск Красной Армии, а их руководители и организаторы были пойманы и репрессированы органами ОГПУ НКВД. Однако часть организаторов сумела скрыться и эмигрировать в Афганистан». Вот так все происходило в духе того времени – всех несогласных людей и тех, кто готов был отстаивать свою правду с оружием в руках, советские власти клеймили бандитами и преступниками.

Особенно яростное вооруженное восстание произошло 2 февраля 1930 года. Это было восстание в Сузакском районе Сырдарьинского округа. Его участники захватили районный центр Сузака. Несколько чиновников были убиты. Такое власти не простили. Ответные меры были самыми жестокими. Понятно, что одними длительными сроками в лагерях дело не ограничилось. К расстрелу тогда приговорили 68 участников восстания, сотни получили тюремные сроки, некоторых выслали в Сибирь, что означало фактическую смерть.

Одним из самых масштабных восстаний также стало Каракумское. В нем приняли участие свыше пяти тысяч человек. Люди уже расширили свои требования. Они желали не только возращения отобранных земель и имущества, но и незаконно осужденных, а также требовали приступить наконец-то к добровольному вступлению в колхозы. Никто из руководства страны даже не стал слушать участников восстания. Власти действовали привычными методами – жестоко его подавили. Для этого привлекли 8-ю Оренбургскую дивизию. Позднее среди приговоров были расстрелы, к высшей мере наказания приговорили 175 человек, остальные получили тюремные сроки, кого-то выслали в Сибирь. Еще более масштабным стало Адаевское восстание. В регионе и без того уже в двадцатые годы действовало до 60 повстанческих групп. А вот выступление, которое произошло в 1929-1932 годах, затронуло земли от Западного Казахстана до Туркменистана и Каракалпакии. Больше тысячи солдат и чекистов участвовали в подавлении восстания. Подмогу вызывали даже из других республик СССР. Были вынесены сотни смертных приговоров, осуждены тысячи людей. Многие были вынуждены покинуть родные края. Всего же с 1929 по 1931 год в Казахстане произошло больше 370 массовых вооруженных восстаний против насильственной сталинской коллективизации и разрушения векового уклада кочевников.

Обсуждение

0 моментарии