Казахстанские предприниматели – от производителей до владельцев магазинов у дома – выступили против введения в стране обязательной маркировки продуктов. Свои доводы они озвучили во время пресс-конференции, сообщает World of NAN со ссылкой на LS.
По словам главы Альянса ассоциации производителей и Масложирового союза Казахстана Константина Невзорова, в рамках организации проводились расчеты о влиянии маркировки на стоимость продукции.
«Конкретно по молочным продуктам мы в рамках альянса это все просчитывали. Суммы были неутешительные. Примерно в 10% это выльется. Соответственно, сюда можно добавить масложировую продукцию – те продукты, которые состоят как из молочных компонентов, так и растительных. Там тоже опасная ситуация», – отметил Невзоров.
Он напомнил предложение президента Касым-Жомарта Токаева о необходимости отложить обязательную маркировку товаров. Но, по словам Невзорова, сейчас перечень товаров, подлежащих данной процедуре, напротив, расширяется.
«Пилотные проекты запускаются без элементарного расчета экономической эффективности в условиях нашего рынка. Также хочу обратить внимание, что обязательные платежи за маркировку по сути являются дополнительным налогом, который понесет на себе потребитель. Инициатива дублирует полностью уже имеющийся учет. Необходимо сохранить добровольный порядок маркировки, как это делается в цивилизованных странах», – добавил спикер.
По его словам, целесообразность маркировки должна оцениваться от производства до розницы. А наличие проблем в одной из компонентов прежде всего говорит о полной несостоятельности всего пилота.
Помимо этого, Невзоров назвал и технические аспекты против обязательной маркировки, которые есть у производителей.
«Прямое нанесение маркировки снижает скорость производственных фасовочных линий в среднем до 10 раз по причине несовместимости высокотехнологического оборудования с этими компонентами, которые нам предлагают для проведения маркировки», – посетовал Невзоров.
Кроме того, усугубляют ситуацию нестабильный интернет и неполное покрытие.
«Для производителя любой сбой на производстве будет чреват тем, что придется останавливать всю линию. Вплоть до того, что всю партию придется утилизировать просто из-за одного сбоя. Это может обанкротить бизнес и производство в целом», – пояснил эксперт.
Также, по его словам, маркировать вручную в условиях среднего и крупного бизнеса недопустимо из-за большого объема.
А другое предложение маркировать предварительно также нецелесообразно, поскольку на упаковку уже зашивается время выпуска продукции и ее партия, что может не совпасть с процессом производства. Кроме того, большинство упаковок в Казахстане являются импортными.
Также на пресс-конференции выступил председатель Ассоциации предпринимателей «Вместе мы сила» Эдиль Казакпаев, представляющий владельцев магазинов у дома. Спикер назвал 2020-2021 – годами пилотных проектов, которые касаются алкогольной продукции, сахаросодержащих напитков, молочной продукции и т.д.
Он уверяет, что маркировка приведет к дополнительным затратам. Владельцам магазинов будет необходимо привлекать бухгалтеров и IT-специалистов.
«Их рабочая программа по маркировке очень сырая, идут частые сбои. Наши кассовые аппараты пятилетней давности требуют перепрошивки. Обычно это занимает два-пять дней, а некоторых аппаратов – до месяца. В итоге мы, как магазины у дома, парализованы, не можем выбивать чеки, заниматься реализацией. При сбоях интернета тот же КГД рекомендует использовать товарные чеки. Тогда для чего в конце концов эта система применяется для нас, малого бизнеса?» – задается вопросом спикер, предложив провести независимый аудит данных информационных систем.
Смотрите больше интересных агроновостей Казахстана на нашем канале telegram, узнавайте о важных событиях в facebook и подписывайтесь на youtube канал и instagram.
Обсуждение