Сегодня 12 июня 2023 года общенациональный траур по 14-и погибшим лесникам в пожаре в Абайской области. В первую очередь хотелось бы принести глубочайшие соболезнования семьям погибших в эти трудные дни. В то же время поднимаются вопросы касательно деятельности Государственного Лесного Природного Резервата «Семей Орманы».
Учитывая, что сельское и лесное хозяйства довольно приближенные виды деятельности, да и статистические данные обоих хозяйств в официальной статистике подаются в общем разделе, мы решили немного посмотреть на деятельность "Семей Орманы".
Сразу скажем, что информации не так много, как хотелось бы, и не так много, как обычно бывает у других госкомпаний и учреждений. Однако вдова погибшего Алексея Губаева сообщила президенту, что её муж оказался в гуще событий на личном автомобиле. Также с её слов можно было узнать, что в местном филиале «Семей Орманы» постоянно нет запчастей, да и машины сломаны
У нас нет точной информации конкретно по местному Новошульбинскому филиалу, но зато есть информация по активам "Семей Орманы" в целом. Пару месяцев назад проводилась инвентаризация активов по состоянию на 31 декабря 2022 года. В целом у учреждения есть 391 единица транспорта. Из них 12 автобусов со средним возрастом 13,4 лет, 148 различных автомобилей (грузовые, легковые, патрульные) со средним возрастом 19,6 лет, 169 тракторов (10,7 лет), 20 пожарных автоцистерн (12 лет) и 13 малых лесопатрульных пожарных комплексов (11,9 лет).
В целом средний возраст всего транспортного парка составляет 14 лет. Массовое обновление парка происходило лишь раз за последние 8 лет. В 2021 году закупили 62 единицы техники на 572 млн тенге. Из них 57 были обычные тракторы, 3 катамарана, 1 снегоход и 1 самосвал. Крупную противопожарную технику последний раз закупали в 2014 году – два малых лесопатрульных пожарных комплекса. Последняя массовая закупка противопожарной техники была в 2011 году. Средний возраст всей подобной техники составляет 11,4 лет.
Если же смотреть на адрес расположения каждого транспорта и предположить, что те, которые находятся в селе Красный Кордон, принадлежат Новошульбинскому филиалу, то ситуация следующая. 103 единицы транспорта со средним возрастом 8,4 лет. Из них 6 пожарных автоцистерн (12 лет), 2 малых лесопатрульных пожарных комплекса (11 лет), 26 различных автомобилей (17 лет), 63 трактора (4,7 лет) и 2 автобуса ПАЗ (9 лет). Из всех кучи тракторов лишь один является противопожарным, судя по описанию, и он был куплен в 2010 году. Недавний массовый закуп тракторов пришелся именно на село Красный Кордон, что значительно снизило средний возраст. Однако остальной транспорт имеет довольно высокий средний возраст.
В итоге, делаем вывод, что транспортный парк Семейских лесников значительно устарел. Ещё неизвестно, сколько из них реально ездят. После 2014 года у "Семей Орманы" был лишь один массовый закуп транспорта, и то большая часть из них были белорусские тракторы (Беларус-920М). В чем же причина? Похоже на то, что после сильной девальвации тенге в 2015 году учреждению урезали финансирование. Да и все импортные машины тогда сильно подорожали, и к этому добавились еще несколько причин: пошлины, утильсборы и глобальный рост спроса на автомобили после пандемии Covid-19. Не хотелось бы спекулировать касательно причин гибели лесников, но учитывая их деятельность и наши большие расстояния, рабочий и надежный автомобиль критически необходим для обычного рабочего дня и повышает шансы на выживание в подобных критических ситуациях. Мог ли факт старого транспортного парка сыграть свою роль в их смерти? Вполне.
Смотрите больше интересных агроновостей Казахстана на нашем канале telegram, узнавайте о важных событиях в facebook и подписывайтесь на youtube канал и instagram.
Обсуждение