Аналитик редакции World of NAN обнаружил, что государство выставило на продажу 41% доли в ТОО «Asia Agro Holding» за 317 млн тенге. Продавцом компании является АО «Социально-предпринимательская корпорация Актобе», которое принадлежит областному акимату. В отчете об оценке, аналитик обнаружил, что компания не имеет никаких активов, хотя уставной капитал равен 772 млн тенге. Но ведь у компании должны быть активы на эту сумму, а по факту ничего нет. С этого недоумения мы и начали расследование.
Теперь по порядку. В 2012 г СПК Актобе вложило 500 млн тенге инвестиций в строительство тепличного комплекса ТОО «Актобе-Жылыжай». В этом же году теплица берет кредит для оборудования в Казагрофинансе на 1 млрд тенге. Но залогового имущества для кредита у теплицы не было, и в залог акимат ставит овощехранилище. Причем потом это самое овощехранилище перейдёт в СПК. Но к нему мы еще вернемся и не раз.
В 2014 году теплицу построили. В том же году ТОО «Азия Агро Групп», которая владеет этой теплицей, решает объединиться с СПК Актобе в холдинг ТОО «Asia Agro Holding». Со стороны Азия Агро Групп была вложена вышеупомянутая теплица, а со стороны СПК вложено то самое овощехранилище с котельной, камеры для газации и холодильники на общую оценочную сумму в 317 млн тенге. В целом получается, что СПК уже вложило в холдинг 871 млн тенге, государственных денег и имущества.
Задачи у холдинга были простые, он занимался производством, закупкой, переработкой, продажей и хранением сельскохозяйственной продукции, а также работал с продукцией стабилизационных фондов. Судя по финансовым отчетам, холдинг работал достаточно не плохо. В 2015 году выручка превысила себестоимость на 142 млн тенге. Но в этом же году административные расходы холдинга составили 228 млн тенге! Что это за такие расходы баснословные? Непонятно… Но именно это привело к убытку в 95 млн тенге.
Далее происходят странные дела, в капитале холдинга создают отрицательный резерв на сумму 449 млн тенге. Это значит, что какой-то актив, то есть здание или оборудование стало стоить меньше. Выглядело все подозрительно, и аналитик продолжили поиски информации. Так выяснилось, теплица Актобе Жылыжай просто вышла из холдинга и стала собственностью ТОО «Агротренд». Таким образом, холдинг подешевел на стоимость теплицы. Причем теплицу не продали, и деньги в холдинг не поступили, она просто перешла в собственность другого ТОО.
В 2016 году ситуация в холдинге ухудшается, убыток составил 194 млн тенге. Причем поток денег ушел в неизвестном направлении. Исходя из финансовых отчетов, 164 млн тенге оформили как «прочие выплаты», что это за выплаты такие баснословные? Снова непонятно.
И вот к концу 2018 года холдинг подошел с результатом в минус 42 млн тенге по капиталу. В общем за 4 года он понес убытки на сумму в 814 млн тенге, учитывая потерю теплицы. Самое интересное, в 2018 году холдинг уже не функционировал, но снова понес административные расходы на 49 млн тенге. При этом холдинг не выплатил персоналу долг в 3,7 млн тенге. А в целом к концу 2018 года задолжал свыше 200 млн тенге различным контрагентам. Среди кредиторов, также оказалась теплица «Актобе-Жылыжай», ей за поставленную продукцию задолжали 128 млн тенге.
Теплица такого дефицита финансов не выдерживает, она закрывается в 2019 году и перестает выполнять кредитные обязательства. А в 2020 году через суд Казагрофинанс добивается права взыскать с теплицы весь долг. В декабря прошлого года теплица судом признается банкротом. Ее задолженность перед Казагрофинансом составляет 1,9 млрд тенге. В итоге теплица в 2022 году ставится на продажу.
Овощехранилище же, которое должно быть в залоге Казагрофинанса, каким-то образом снова перешло в СПК и вышло из того самого холдинга. Так сегодня «СПК Актобе» продает ТОО «Asia Agro Holding» за 317 млн тенге, но там нет не теплицы не овощехранилища, вообще ничего нет. И кто должен это покупать? Фактическая цена холдинга без активов ноль тенге.
В целом государство только через СПК потеряло порядка 500 млн тенге. Казагрофинанс понес убытки на 1 млрд тенге. И продать залоговую теплицу будет сложно, поскольку по их же оценке там нет половины оборудования. И тут у нас возникает вопрос – куда пропали деньги? Ответ думается очевиден…
Обсуждение