Меню
28 май 2020
3 мин
1398
Автор: Евгений Федотов

Перепады погоды, эпидемия COVID-19, господдержка - аграрий о посевной 2020 года

Перепады погоды, эпидемия COVID-19, господдержка - аграрий о посевной 2020 года

Весенне-полевые работы практически во всех регионах Казахстана уже подходят к концу. Многие аграрии говорят, что в нынешнем году посевная была не самой простой из-за погодных перепадов и ограничений, связанных с эпидемией коронавируса. Вместе с тем были оказаны дополнительные меры поддержки со стороны государства, да и в целом, сельскому хозяйству начали уделять больше внимания, что пока можно отнести к положительным моментам.

Об особенностях посевной кампании 2020 года мы поговорили с директором ТОО “Шахтерское” (Нуринский район Карагандинской области) Георгием Прокопом.

ТОО “Шахтерское” является элитно-семеноводческим хозяйством. Там выращиваются элитные сорта пшеницы, ячменя, масличная культура сафлор и картофель на орошении. Общая посевная площадь хозяйства составляет 36 500 гектаров, из них 500 га – картофель, около 36 тысяч – зернобобовые. В общем посеве пшеница занимает порядка 72%.

28 мая в хозяйстве уже полностью завершили посевную кампанию, но впереди работников предприятия также ждет большая работа. В хозяйстве более 10 тысяч га паров, где будет проводиться химическая и механическая обработка. 

С какими трудностями вы столкнулись в ходе посевной кампании?

– В начале посевной в связи с ЧП и коронавирусом были проблемы с передвижением, как в областной центр, так и в столицу. Потом этот вопрос быстро решился. Практически по ходу посевной проблем особых не было. Что касается остальных моментов: обеспечения ГСМ, поставок минеральных удобрений, средств защиты растений, – никаких вопросов у нашего хозяйства не было. Они все решались в плановом порядке. Решаются вопросы и по субсидированию. Минеральные удобрения государство нам полностью просубсидировало. Государство просубсидировало покупку семян: элитных сортов картофеля, оригинальных семян зерновых. Сейчас мы ждем субсидирования по средствам защиты растений, которые ожидаются с 1 июня. Кроме того, мы в прошлом году не получили инвестиционных субсидий. Был сдан орошаемый участок на 638 га и картофелехранилище на 10 тысяч тонн. Мы эти субсидии получили в начале апреля 2020 года. Сейчас у государства перед нами задолженности в этом плане нет.

Мы сегодня еще приобретаем дополнительную технику для расширения площадей полевых сельскохозяйственных культур. Также начинаем строить еще один орошаемый участок на 415 га, покупаем туда соответствующую технику. По всем этим вопросам будут представлены документы на субсидирование.

Есть правда пожелание в адрес Министерства сельского хозяйства, чтобы все-таки правила субсидирования не выходили так поздно, а были где-то к 1 февраля. В идеале к этому времени их уже должны утвердить все ведомства, а Министерство юстиции зарегистрировать, чтобы мы могли свободно пользоваться.

Так как мы являемся элитно-семеноводческим хозяйством, к нам начинают обращаться за семенами, начиная с января, дальше февраль и март, а у нас в это время еще нет правил субсидирования. Из-за этого мы не знаем, что ответить нашим покупателям, потому что неизвестно, сколько будет субсидий на покупку семян. Товаропроизводители находятся на распутье из-за этого, не могут с полной уверенностью закупать продукцию, планировать свою работу. Это из года в год повторяется. Хотя установлено, что правила должны быть утверждены к февралю, а они, как правило, в это время только регистрацию проходят или еще что-нибудь. В этом году они в апреле только вышли.

Похожая ситуация у нас и по гербицидам. Правила в этом году утвердили поздно, хотя и раньше, чем обычно. Раз оговорено, что до 1 февраля должны быть правила по всем видам субсидирования, значит, они должны быть. Чтобы товаропроизводители знали правила игры на год. В прошлом году правила субсидирования вышли только в начале июня, но это никуда не годится! Это существенно тормозит работу. Такое хорошее дело со стороны государства – субсидирование – просто размазывается.

Как погода отразилась на посевной кампании? Май в этом году был достаточно жарким.

– Нужно отметить, что продуктивной влаги на начало посевной было достаточно. Но да, было несколько волн жары в мае, когда столбики поднимались до 32-33 градусов, вчера-позавчера температура поднималась до 40 градусов. Я думаю, что у тех, кто сильно рано посеял, могут быть какие-то проблемы. Но мы, например, сеяли в лучшие агротехнические сроки, поэтому, я особых проблем не вижу. Думаю, все должно пойти по благоприятному сценарию для формирования будущего урожая.

Как вы думаете, какой будет урожай в этом году?

– Как говорится, на Всевышнего надейся, а сам не плошай. Что касается нас, мы сделали для хорошего урожая все, что могли. Мы и в прошлом году проводили необходимую работу, все 9 с лишнем тысяч гектаров паров были заправлены минеральными удобрениями. В этому году под посев мы на площади 7 тысяч гектаров применили удобрения, которые также позволят получить хороший урожай. Кроме того, мы наиболее засоренные поля заранее обработали механическими орудиями и химическими средствами. 

Эти вопросы постоянно находятся на контроле. Сейчас у нас будет большая работа по химической обработке всех паров. Не за горами и уход за растениями. Будем проводить обработку тех площадей, где появится такая необходимость.

Трудно ли заниматься разведением именно элитных сортов? Насколько это выгодно сегодня?

– Питомники размножения элитных сортов мы закупаем у производителей-оригинаторов, которые работают в Казахстане, с этим проблем нет. Но, конечно, не все хозяйства могут этим заниматься, потому что для этого нужна соответствующая база, которая стоит денег.

Для разведения элитных сортов нужны специалисты, которые не требуются для простого зернового хозяйства, которое занимается производством кормовых видов. Для этого также нужна дополнительная техника, как правило, импортная. Но самое главное – культура земледелия должна быть на высшем уровне.

Элитные сорта дают определенную прибавку, но производить их сегодня становится практически невыгодно. Если 20 назад было выгодно, то сегодня особой выгоды уже нет. Например, мы продали в этом году элитные сорта пшеницы по 120 тысяч за тонну. Но когда мы продавали товарные сорта, это стоило 105-107 тысяч. Вот эти 15 тысяч, которые идут плюсом, они ни в коем разе не окупают зарплаты, которые мы несем при производстве элиты.

Мы за это субсидии не получаем уже два года. Цены на реализацию устанавливаем не мы. Они устанавливаются по согласованию с областными департаментами сельского хозяйства. Нам требуется иметь дополнительную технику для посева, ухода и уборки. Оно не окупает себя.

Не могли бы вы раскрыть пару профессиональных секретов о том, как проводить посевную, чтобы в дальнейшем получать хороший урожай?

– Секреты у каждого свои, они, как правило, не озвучиваются. Могу сказать, что мы строго придерживаемся рекомендаций науки, а именно рекомендаций Института зернового хозяйства имени Александра Бараева. Они уже испытаны годами. Есть какие-то отклонения по годам, но на 97-98 процентов их рекомендации обязательно нужно использовать.

Они есть в открытом доступе, например, публикуются в специализированных журналах. Перед посевной публиковались рекомендации на эту весну, указывались сроки и прочие детали. Поэтому воспользоваться может каждый желающий.

Обсуждение

0 моментарии