Проблемы в сельском хозяйстве СССР накануне мартовского пленума 1965 года

11 сентябрь 2020
3 мин
Автор: Касым Ахат
Проблемы в сельском хозяйстве СССР накануне мартовского пленума 1965 года

Мартовский пленум ЦК КПСС 1965 года можно назвать «работой над ошибками», допущенными за последние несколько лет. А их было предостаточно. С 1959 по 1964 год снизились темпы производства в сельском хозяйстве, что сказалось на реализации продовольственной программы партии. Кроме того, в те годы материально-техническое оснащение колхозов и совхозов оставляло желать лучшего. Только с 1961 по 1964 год крестьяне недополучили 207 тысяч тракторов. По уровню механизации села СССР в те годы значительно отставал от своего главного конкурента – США. Слабая техническая база колхозов и совхозов влекла за собой рост числа работников, занятых в аграрном секторе. Если в США на селе трудились свыше семи миллионов человек, то в Советском Союзе был уже 31 миллион человек. При этом объёмы производства сельхозпродукции в Соединенных Штатах в те годы были на 25-33% выше, чем в СССР. Пострадали в «хрущевское десятилетие» личные крестьянские подворья. Никита Хрущев вообще планировал их ликвидировать. Теперь государство строго определяло, кому и сколько иметь домашнего скота. Доходило до того, что в некоторых регионах РСФСР даже запрещалось содержать скот в личной собственности. С 1958 года значительно сокращались нормы содержания скота, а также размеры приусадебных участков. Но довести задуманное до конца так и не удалось. Хрущева отправили в отставку в октябре 1964 года. И новое руководство партии и правительства должно было принять неотложные меры, чтобы исправить положение. Их и озвучили на мартовском пленуме ЦК КПСС.

Что предложило государство?

Именно на этом пленуме был принят важный документ – «О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства СССР», который и должен был исправить допущенные ошибки. В течение нескольких дней – с 24 марта по 26 марта 1965 года – делегаты пленума искали пути решения накопившихся проблем в аграрном секторе Советского Союза. Главным инициатором нововведений на селе стал новый лидер государства – Генеральный секретарь партии Леонид Брежнев. Кардинальные реформы начались с реорганизации государственного ведомства, ответственного за сельское хозяйство. Так, в союзных республиках были преобразованы министерства производства и заготовок сельхозпродуктов в привычные нам министерства сельского хозяйства. Ушли в прошлое территориальные производственные колхозно-совхозные управления. За производство на селе теперь отвечали восстановленные структурные подразделения местных исполкомов.


Нужно заинтересовать крестьян

При этом нужно было заинтересовать сельчан работать с еще большей отдачей. Но одних лозунгов уже было недостаточно. Прежде всего, государство подняло закупочные цены на сельхозпродукцию. Это было экономически обоснованным решением. С 1965 по 1977 год закупочные цены возросли в полтора раза (без изменения розничных). При этом была установлена надбавка за сверхплановую продажу пшеницы и ржи государству до 50% к уже установленным закупочным ценам. Был снижен план закупок зерна, причем в установленные нормы не могли быть внесены изменения в течение пяти лет. Так, план закупок зерна на 1965 год был снижен с 4 млрд пудов до 3,4 млрд пудов.

Приняли и еще одно важное послабление для крестьян – со всех колхозов и совхозов были списаны долги. В целом после мартовского пленума им дали, что называется, вздохнуть свободно. Аграрии получили большую самостоятельность в финансовых вопросах. Совхозы оставляли полученную прибыль, которая должна быть использована на расширение хозяйства и капитальное строительство. Только за четыре годы – с 1966 по 1979 год – совхозы получили 8,6 млрд рублей прибыли. Также теперь они могли брать банковские кредиты напрямую. Раньше они могли это делать только через заготовительные организации. Кроме того, правительство дало поручение Госбанку дать колхозам дополнительные долгосрочные кредиты, которые должны были пойти на закуп КРС, чтобы тем самым улучшить генофонд. Кредиты также выдавались на строительство домов и различных объектов социально-культурного назначения. В вопросах налогооблажения также произошли послабления. Уже с 1966 года колхозы должны были платить налоги не с валового, а с чистого дохода. В том же году были отменены «трудодни» и введена заработная плата. В целом зарплата сельчан за 1965-74 годы увеличилась в 1,8 раза. Все это позволило привлечь квалифицированные кадры на село. К 1974 году в сельском хозяйстве трудилось почти 4 млн механизаторов, а также больше одного миллиона выпускников вузов.

Новая сельхозтехника и программа мелиорации

Решались и вопросы технического оснащения колхозов и совхозов. Для решения этих задач государство планировало увеличить производство тракторов с 355 тысяч штук до 600-625 тысяч единиц в год. На приобретение новой сельхозтехники и повышение заработной платы колхозникам в 1965 году правительство дополнительно выделило три миллиарда рублей. За десять лет реализации новой экономической программы парк тракторов увеличился в 1,4 раза, а его мощность – в 1,8 раза.


Было также объявлено о проведении широкомасштабной программы мелиорации. Она затронула абсолютно все сельскохозяйственные регионы Советского Союза. Итогом реализации этой программы стало увеличение территории орошаемых земель с 9,9 до 13,7 млн га. Такие земли давали к 1974 году свыше 21% валовой продукции всего аграрного комплекса СССР. Получила свое развитие и программа химизации сельского хозяйства. Отрасль наконец была обеспечена минеральными удобрениями. Все эти работы потребовали серьезных капиталовложений. За десять лет объем государственного финансирования программы мелиорации довели до 25 миллиардов рублей. Общая сумма финансовых вложений в сельское хозяйство в 1966-1980 годах превысила 383 миллиарда рублей. Это втрое превышало уровень всех предыдущих инвестиций в аграрный сектор.