07 декабрь 2021
5 мин
132
Автор: Ерлан Токабаев

Утильсбор, НДС, субсидии. Что мешает обновлению автопарка фермеров?

Утильсбор, НДС, субсидии. Что мешает обновлению автопарка фермеров?

С высоких трибун чиновники Казахстана глаголят: повышение производительности в сельском хозяйстве невозможно без внедрения новейших технологий. Разумнейшая мысль! Правда, к правильным действиям она не приводит, и результат по обновлению сельхозпарка пока не впечатляет. Какие могут быть альтернативы? На этот и другие вопросы попытался ответить журналист World of NAN. 

СТАТИСТИКА УДРУЧАЕТ 

По официальным данным Министерства сельского хозяйства, на начало текущего 2021 года в республике имеется тракторов – 141,7 тыс единиц, комбайнов – 36,9 тыс и более 250 тыс прочей техники. При этом средний износ парка самоходной техники составляет 76%.

Работают аграрии на старой сельхозтехнике и что? А много чего! Новые тракторы или комбайныуменьшают расход топлива, увеличивают производительность, уменьшают простой по техническим причинам. Имея же старые машины, фермер только теряет деньги на ее бесконечный ремонт. А если техника вышла из строя во время посевной или уборочной, то вообще капут. И такие мучения испытывает большая часть аграрного сектора Казахстана. 

МИНСЕЛЬХОЗ ПЫЖИТСЯ, НО ЭТОГО МАЛО 

Попытки минсельхоза обновить техническое оснащение отечественных фермеров присутствуют. Существует Нацпроект на 2021-2025 годы, где предусмотрено инвестиционное субсидирование, которое возмещает часть затрат при приобретении сельхозтехники (25% – на импортную, 30% – на отечественную). На эти годы предусмотрен бюджет в 489,2 млрд тенге. Стоит отметить, что на сельхозтехнику уходит порядка 45% от общей суммы субсидий. Так, в 2020 году выплачено 54,8 млрд тенге за приобретение 15572 единиц сельхозтехники. Также существует программа лизинга, где предусмотрены средства на сумму 307,3 млрд тенге. Подробнее про лизинг читайте здесь

В ответе на запрос World of NAN минсельхоз также отметил, что норматив субсидий может быть самостоятельно увеличен акиматами областей до 35% за счет средств местного бюджета. И это не все, местные власти могут поднять выплаты до 50% по приоритетным видам техники, предусмотренным в программах развития территорий областей: свеклоуборочная и кормоуборочная техника, самоходные опрыскиватели. Разве это не прекрасно? Работа ведется, программы есть и деньги вкладываются немалые. Правда, в этом году встал вопрос о хищении этих средств, но это совсем другая история.

Старания профильного ведомства окупаются. Если в 2016 году уровень обновления составлял 2%, то в 2020 году – 4,1%. Но этого мало! Знаете, какой мировой стандарт обновления сельхозтехники? 10% в год. Учитывая прирост в 2% за 4 года, то к этому результату мы придем через 12 лет. Надеюсь, подобная аналитика окажется неверной, и мы придем к этому результату раньше. 

КАК МЫ САМИ СЕБЕ ПАЛКИ В КОЛЕСА ВСТАВЛЯЕМ 

Когда у фермера спрашивают, что вам мешает купить новый трактор? Чаще всего слышен такой ответ – утилизационный сбор. Ох и сколько же негатива было вокруг этой темы. Тщетные попытки собрать подписи на петиции, различные публичные выступления и протесты не дали результатов. А все почему? Потому что кто-то влиятельный жаден до безумия, а страдать приходится простым крестьянам.

Из-за утильсбора техника подорожала на 10-12%, причем только импортная. Но у нас же есть субсидии, от которых за вычетом утильсбораостается 13-15%. А если вы взяли технику в кредит, то остаток от субсидий не покрывает процентные переплаты, которые порой переваливают за 30% от общей стоимости (за срок кредита). Этим объясняется незначительный уровень обновления в 4%. Мы сами себя тормозим. А самое ужасное то, что там, наверху это понимают и ничего не делают. 

Конечно, в низкой скорости обновления сельхозтехники виноват не только утилизационный сбор. Есть еще другие причины: низкий доход фермеров, нестабильность валюты, общий рост цен на технику. Плюс в следующем году импортная техника может подорожать на 12% из-за снятия ограничений по НДС. Ранее мы сообщали о продлении метода зачета НДС на импортные товары, но пока Законопроект не утвержден. В общем и целом причин много, но решения минсельхоза ограничены, поэтому результаты будут соответствующими. 

ЧУЖОЙ ОПЫТ НАМ НЕ НУЖЕН

Обновить быстро автопарк фермеров по перечисленным причинам невозможно. Однако сеять и пожинать нам надо сейчас. Как же помочь фермерам сегодня? В Беларуси нашли простоерешение: субсидирование закупа запасных частей на сельхозтехнику и услуг по ее ремонту. В официальном запросе World of NAN мы спросили у минсельхоза, возможно ли такое новшество у нас. На что ведомство ответило – нет, хотя износ парка самоходной техники составляет 76%. Тогда от кого ждать поддержки отечественным фермерам?