Меню

Макароны «Султан»: куда уходят деньги?

01.08.2023
Макароны «Султан»: куда уходят деньги?

Аналитик редакции World of NAN рассмотрел финансовое состояние АО «Султан-Элеватор-Мельнично-Макаронный Комплекс» (далее – "Султан-ЭММК"). И обнаружил некоторые не состыковки, вызывающие массу вопросов.

Компания известна своей макаронной продукцией, продажи которой составляют основную часть выручки. Однако нас также заинтересовала корпоративная структура и возможные последствия от этой структуры и приватизация госдоли в 2022 году. Напомним, что государство напрямую владело 13,99% долей в АО до февраля 2022 года.

В 2022 году выручка Султан-ЭММК составила 10,8 млрд тенге, что на 38% больше, чем в 2021 году. Однако себестоимость продукции составила 8,6 млрд тенге, а прочие расходы (реализация, маркетинг и административные) привели к тому, что операционная прибыль компании достигла 1 млрд тенге, что тем не менее почти в 3 раза больше, чем в предыдущем году. С другой стороны, процентные расходы по займам выросли с 206 до 461 млн тенге и тем самым чистая прибыль составила 439 млн тенге.

Однако самое интересное это то, кому продает Султан-ЭММК свою продукцию. Выясняется, что 9,9 млрд тенге компания заработала от продажи товаров связанным сторонам (ТОО "Окан-Агро", АО "Султан Кондитерские изделия" и АО "СП Окан Казинтер"). Из них 9,6 млрд тенге уходят в АО "СП Окан Казинтер". Открывая отчетность Окан Казинтер, можно увидеть, что та является компанией посредником с почти нулевой прибылью, которая продает эту же продукцию далее в аффилированное ТОО "Султан-Маркетинг".

Отсюда есть основание полагать, что Султан-ЭММК возможно недополучает прибыль, так как продает продукцию по заниженной стоимости, которую затем уже Султан-Маркетинг перепродает за рыночные цены, получая более высокую прибыль. Откуда это предположение? У нас нет финансовых отчетов Султан-Маркетинг, однако, судя по налоговым выплатам, компания заплатила 594 млн тенге корпоративного подоходного налога. Это означает, что чистая прибыль Султан-Маркетинг возможно составила почти 3 млрд тенге, если предположить, что эффективная налоговая ставка составила 20%. То есть расчетная чистая прибыль Султан-Маркетинг выше чистой прибыли Султан-ЭММК в 6,5 раз.

Кто-то может спросить: "а какая разница, как они продают свою продукцию?" Разница есть, так как ранее 13,99% доля в Султан-ЭММК принадлежала государству, а ТОО "Султан-Маркетинг" полностью принадлежит турецкой компании. То есть, если озвученное предположение верное, то государство до продажи своей доли недополучало довольно большую прибыль, которая уходила турецким бенефициарам.

Также возможное занижение прибыли со стороны Султан-ЭММК частично повлияло на оценку доли государства при ее продаже. Независимая оценка составила 7,36 млрд тенге за всю компанию и 721 млн тенге за 13,99% долю. То есть, будь финансовые показатели Султан-ЭММК выше, оценка была бы выше, и бюджет получил бы больше денег от продажи своей доли. В итоге, эта доля была продана на аукционе с понижением цены. Покупатель дождался понижения цены до минимальной границы в 360,4 млн тенге и купил эту долю. Покупателем стало ТОО "Султан-Маркетинг" судя по налоговым отчетам. В заключение, можно делать вывод, что Султан-Маркетинг, зарабатывая больше Султан-ЭММК, накопила денег (которые недополучило государство) и потом выкупила долю государства по цене, которая оказалась заниженной именно из-за этой схемы.


Смотрите больше интересных агроновостей Казахстана на нашем канале telegram, узнавайте о важных событиях в facebook и подписывайтесь на youtube канал и instagram.

Обсуждение

0 коментарии