Меню
21 март 2020
4 мин
4116
Автор: Касым Ахат

Как мы поднимали целину

Как мы поднимали целину

Первопроходцы…

Целина. В середине пятидесятых годов прошлого века этот чисто сельскохозяйственный термин дал начало целому поколению – поколению людей, на долю которых выпала миссия стать первопроходцами. Целина предопределила жизненный путь сотен тысяч юношей и девушек. Весной 1954 года вчерашние школьники и студенты, движимые желанием быть полезными родине, отправились в Казахстан осваивать целину. Что ждет в неведомых казахских степях, никто из них не знал. Да они и не думали о трудностях. И сегодня это звучит несколько наивно, а может даже и высокопарно, но такова правда жизни.

Стране нужен хлеб

Сказать, что было трудно, – это ничего не сказать. Еще вчера их окружали домашний комфорт и забота родителей, а уже сегодня они оказались в продуваемой всеми ветрами степи. На долю первоцелинников выпали величайшие трудности: необустроенный быт, жизнь в вагончиках и палатках. Никаких элементарных благ цивилизации не было. По воспоминаниям людей, в те дни не хватало самого простого: кроватей, матрацев, подушек, посуды, продовольствия. И, невзирая на все эти трудности, работать приходилось днем и ночью, забывая об усталости, недосыпании, изнуряющем летнем зное и лютых морозах зимой. Такой жизненно необходимый хлеб с неосвоенных целинных земель нужен был стране. И нужен был в самые короткие сроки.

Из благоустроенной Москвы…

Среди тех, кто прибыл в Северный Казахстан в составе первых бригад, оказался Николай Воротынцев. В неизвестный Казахстан парень приехал 25 июня 1954 года. И многие, с кем он приехал в республику  поднимать целину, не выдержали трудностей, вернулись домой. А выпускник московского вуза с красным дипломом так и остался здесь. Молодого инженера направили в интернациональную опорно-показательную МТС, которая базировалась в Мамлютском районе Северно-Казахстанской области. Многим первоцелинникам за свой трудовой подвиг пришлось заплатить высокую цену. Из-за холодов, проживания в неотапливаемых теплушках довольно распространены были простудные заболевания. Но разве это преграда?! Каждое утро Николая Семеновича начиналось в поле. И заканчивался рабочий день далеко затемно. И там же – в поле. Но ни разу наш герой так и не высказал ни одной жалобы на то время. Наоборот, не уставал повторять, что это один из самых счастливых этапов в его жизни.

Казахстан стал второй Родиной для тысяч целинников

А год спустя, в жаркий августовский день, вошел в поезд на столичном вокзале державший путь в Казахстан обычный московский парень – Владимир Корябкин. Юноша уже на выпускном курсе легендарной Тимирязевской сельскохозяйственной академии твердо решил – ехать в Казахстан. Ну а как иначе, если буквально из каждого репродуктора звучали строки из песни «Едут новоселы по земле целинной». Закончив в 1955 году с отличием вуз, он отправился за своей мечтой – преображать степь. 2 сентября поезд из Москвы привез Владимира Корябкина и сотню его сверстников на перрон кокшетауского вокзала. Ехали четверо суток. Уже на следующий день он вместе с товарищем отправился на новое место работы – Щучинский район. Простым агрономом. Как признается сам герой, приехал он на целину уже год спустя, после того, как был брошен клич: «Все на целину». Да, привезли их не в голую степь, как предшественников год назад, а уже в обжитый район – Веденовскую МТС Кокшетауской области. Но хлебнуть «целинной романтики» все же пришлось. Жил в щелевых дощатых вагончиках. И это не теперешние добротные дома, а продуваемые всеми ветрами неказистые строения. Но все испытания выдержали. Всего же в эти годы тогда еще в Кокчетавскую область прибыло больше 120 тысяч юношей и девушек со всего Советского Союза. В своей книге «Целина и целинники» Владимир Корябкин отвечает на вопрос, кого же считать целинником? И чтобы на него ответить, он предлагает разделить их на две категории – первоцелинники, которым пришлось строить в голой степи новые поселки буквально с первого колышка, испытывая неимоверные трудности. Но такова участь всех первопроходцев, и ему довелось с ними поработать. Благодарную память об этих героических людях он пронес через всю жизнь. А вот вторую группу Владимир называет просто – целинники. Они продолжили дело первопроходцев. К ним он причисляет и себя. Назад в Москву он не вернулся. Остался работать на кокшетауской земле. Здесь он обрел вторую малую родину, здесь появилась семья.

Принято считать, что колосящиеся целинные поля в казахстанских степях появились в течение трех-четырех лет, но это далеко не так. Этот процесс длился не одно десятилетие. С тех пор минуло более шестидесяти лет. Благодаря освоению целинных и залежных земель за эти годы было собрано почти 3,5 миллиарда тонн зерна. Только в нашей республике руками целинников было создано больше 330 совхозов. Около 300 тысяч человек, а это население крупного города, наконец-то стали хозяевами собственного жилья.

Обсуждение

0 моментарии