В прошлом году с дефицитом воды столкнулись фермеры южных районов страны, в частности Туркестанской области. Нехватка живительной влаги грозила сельчанам потерей урожая. Специалистам помимо прочего пришлось заниматься механической очисткой каналов, так как внутренние системы орошения забились мусором и травой, и, как следствие, уровень воды в них начал падать. С большим трудом и терпением получить урожай аграриям все же удалось. Остается только гадать, как пройдет нынешний сезон. Ведь эксперты утверждают, что последние 3 года Казахстан находится в цикле маловодья. Информацию подтверждает «Казводхоз», отмечая, что суммарный речной сток в 2019 году составил 83 км3. А это на 20% меньше среднемноголетнего показателя.
Владимир Стародубцев, д.б.н, профессор Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, во время целины изучавший проблему засоленности казахстанских почв и вопросы недостатка водохранилищ, хорошо знаком с ситуацией в нашей стране. К тому же ученый имеет возможность получать и лично изучать снимки космомониторинга. Именно поэтому World of NAN обратился к профессору за комментарием по ситуации с осадками в Туркестанской области, которая в дальнейшем может сказаться на вегетационном сезоне в целом.
По словам ученого, к началу марта сведения о накоплении влаги и стоке воды в реках были не совсем утешительные. Так, в бассейнах реки Арысь и рек юго-западных склонов хребта Каратау количество выпавших за зиму осадков составило (по данным Гидрометеослужбы) около 60% от нормы, а запасы воды в снеге – около 50-70%. Однако в течение месяца прошли значительные осадки. В горах выпадал снег и площадь снежного покрова увеличилась с 2 до 8%. А на склонах гор прошли сильные дожди, в результате которых (по данным Казгидромета) уровни воды в реках Арысь, Боролдай, Бугунь (Боген) повысились на 25-30 см. Космоснимок на 14 апреля между тем показал, что ситуация на Бугунском водохранилище становится все более опасной. Эрозионно-опасные участки берегов можно рассмотреть на приведенных ниже снимках.
Более оптимистичные данные по водосбору реки Сырдарьи, но и там наполнение водохранилищ несколько отстает от обычных для этого периода значений, говорит эксперт. Таким образом, на данный момент можно сказать, что водообеспеченность региона улучшается, если не будут сильные паводки на реках. Окончательно ситуация уточнится только к концу апреля, считает эксперт.
Что касается данных космомониторинга, по словам Владимира Михайловича, наиболее острая ситуация (без учета весенних осадков) складывается на Арысь-Туркестанском (рис. 1) и Шаульдерском массивах, где прогноз стока (по опубликованным в интернете данным) равен 9,8-25,0 м3/с при норме порядка 46 м3/с. Ненамного лучше прогнозы стока и для рек юго-западного склона хребта Каратау – 4,8-10,3 м3/с при норме 18 м3/с. Тем не менее, наполнение Бугунского водохранилища осуществляется успешно, говорит ученый (рис. 2). Но при наполнении водоема, по утверждению В.Стародубцева, происходит эрозия его южного берега, поэтому нужны защитные мероприятия, особенно на участках западного края Каражантакской и южного края Бугунской плотин.
Первоочередной мерой в условиях возможной маловодности, по мнению ученого, должно стать оперативное устранение непроизводительных потерь воды на магистральных каналах, на распределителях и при выведении воды на поля (рис.3). В дальнейшем, поскольку дефицит оросительной воды здесь будет нарастать, необходимо уменьшать потери воды на всем пути от распределителя до поля.
«Совершенно неприемлемо, когда непосредственно до поля доходит лишь около 50% забранной из канала воды, а КПД (коэффициент полезного действия) оросительных систем не превышает 0,65», – резюмирует профессор В.Стародубцев.
Рис.1. Арысь-Туркестанская оросительная система (Ландсат-8)
Рис.2. Наполнение Бугунского водохранилища и эрозия берегов
Рис.3. Потери воды из Туркестанского канала
Информацию из первых уст мы получили и от начальника отдела водопользования Туркестанского филиала РГП «Казводхоз» Аскар Кыстаубаева, который подтверждает факт маловодия.
«В этом году в регионе, согласно консультативным прогнозам РГП «Казгидромет», водообеспечение составит около 70%, то есть как минимум на 30% ниже нормы. В целом в области количество рек сокращается, они усыхают. Если более 10 лет назад у нас было 183 реки, то сейчас осталось уже 122. Это негативно сказывается на объеме водных ресурсов региона», – говорит А.Кыстаубаев.
Между тем в области расположены орошаемые земли площадью более 300 тысяч га.
Самое большое водохранилище области – Шардаринское, а также Коксарайский контррегулятор. На данный момент, со слов начальника отдела врдопользования, по Шардаринскому водохранилищу накоплено 5 млрд кубов воды, по Коксарайскому контррегулятору планируется набрать на вегетационный период около 2 млрд кубов воды. Еще по 15-ти другим водохранилищам собрано на сегодня 31% воды от проектного объема.
При этом Коксарайский контррегулятор работает по 2-м направлениям: зимой как противопаводковый – по Кызылординской области по реке Сырьдарья накапливается ледостав, за счет чего сегодня идет набор воды в чашу Коксарай. Это позволяет обеспечить водой в вегетационный период рисовые культуры в Кызылординской области. По Шардаринскому, Арысскому, Отрарскому, Жетысайскому и Мактааральскому районам вегетационный период уже начался. Причем, как известно, последние два района являются одними из самых важных в аграрной сфере страны, это 136 тысяч га орошаемых земель.
Учитывая прогнозы специалистов, в этом году следует максимально применять водооборот по ирригационным системам, уменьшить посевы влаголюбивых культур, в том числе рисовые, бахчевые, считает А.Кыстаубаев.
В марте этого года отделом водопользования Туркестанского филиала РГП «Казводхоз» уже направлены соответствующие письма с рекомендациями по всем районам области. Всего Туркестанский филиал РГП «Казводхоз» обеспечивает водой 313 тысяч га, или более 1 800 водопотребителей.
Ожидаемое маловодие в южных районах подтверждают специалисты из Узбекистана.
«Наполняемость самой большой реки в Казахстане – Сырдарьи – зависит в том числе от уровня Токтогульского водохранилища. Сейчас в нем накоплено 8 млрд кубов воды при проектном объеме 19 млрд кубов. Известно, что в 2020 году в регионе также наблюдалось маловодье, дефицит воды составлял 30-35%, то есть водообеспечение составляло около 70%. Тогда мы все мобилизовались, приняли необходимые меры, провели водооборот, применили вертикальные скважины дренажных сетей в Мактааральском и Жетысайском районах. Данные скважины позволили подпитывать около 20 тысяч га. Также использовали коллекторные воды, которые разбавили арычной водой, что допустимо для орошения. В этом году ситуация может повториться, поэтому мы также предусмотрели необходимые меры», – говорит А.Кыстаубаев.
По его словам, для уменьшения потерь по ирригационным системам в рамках пилотного проекта автоматизировано водообеспечение по каналу К-19. Это позволяет специалистам в удаленном доступе по необходимости открывать и закрывать шлюз, следить за объемом проходимой воды в кубах и т.д.
Около 80% каналов в Туркестанской области земляные, что является причиной больших потерь воды. В рамках реализуемого проекта ПУИД-2 по усовершенствованию ирригационных и дренажных систем, ситуация должна улучшиться, считают специалисты отрасли.
Некоторые фермеры области, осознавая важность проблемы водосбережения, уже переходят на капельное орошение в Сарыгашском, Казыгуртском, Келесском районах. Общая площадь около 500 га.
«Особо хотел бы сказать на лимите по воде, который по нашей области на республиканских объектах составляет 3 млрд 371 млн кубов. В период маловодья для нас важно, чтобы лимиты не урезались», – подчеркивает А.Кыстаубаев.
Обсуждение