Вчера мы опубликовали видео эксперимента, где сравниваются цены из старого чека марта 2021 года с нынешними ценами. Аналитик World of NAN решил ознакомиться с ростом цен из официальной статистики в столице и сравнить с ростом цен в нашем эксперименте.
К сожалению, есть несколько проблем, которые не позволяют сделать полное сравнение, считает наш эксперт. Первое, отсутствие полных данных за 2023 год. С переходом на новый сайт, Бюро Нацстатистики перестало публиковать данные по ценам в полном объеме. Поэтому по некоторым товарам мы сравниваем цены марта 2023 года с мартом 2021 года, а по некоторым – декабрем 2022 года с декабрем 2020 года, сделав допущение, что эти три месяца не сыграют большой роли. Второе, не все товары представлены в официальном перечне. И третье, были сделаны допущения по двум товарам. Сравниваем официальный рост цены говядины и рост цены фарша из эксперимента, а также сравниваем официальный рост цены твердого туалетного мыла с ростом цены жидкого мыла из эксперимента.
Что же получается по итогам сравнительного анализа, спросите вы. По трем товарам – фарш, морковь и апельсины, разница в росте оказалась небольшой: до 7%. Также небольшой разбег показали шампунь и мыло: 10% и 11%. По этим упомянутым товарам (кроме апельсинов), рост цены в эксперименте оказался ниже, чем официально заявляет бюро статистики. Такая же ситуация с яблоками, официально они выросли в цене на 16%, а в нашем эксперименте они упали в цене на 6%.
А вот по остальным товарам разница довольно большая. Мясо кур выросло в цене на 80% в нашем эксперименте, но официально лишь на 37%. Похожая ситуация с молоком: 77% против 33%, и с курагой: 169% против 125%. Хлеб пшеничный из муки первого сорта официально подорожал на 23%, а в нашем эксперименте цена обычной лепешки выросла на 52%.
Ну а самую большую разницу сделал лимон, официально цена лимона в Астане выросла на 38%, тогда как в эксперименте она выросла аж на 133% за два года.
В заключении можно сказать, что по этим 11 товарам средняя разница между темпами роста составила 28%. То есть в общем наша статистика промахнулась на 28%, неважно в какую сторону. Если же рассматривать сторону промаха, то получается, что в среднем официальный рост цены на 20% меньше, чем было в нашем эксперименте. То есть при равных долях по этим 11 товарам средний рост цены в чеке составил 63%, а в официальном рост составил лишь 43%. Получается, что для населения, по крайней мере для тех, кто посещает супермаркет «Магнум», где и совершались покупки, инфляция будет ощущаться почти в полтора раза сильнее, чем официально заявляет государство. То есть условная официальная продуктовая инфляция в 20%, на самом деле ощущается как минимум на 30%.
Смотрите больше интересных агроновостей Казахстана на нашем канале telegram, узнавайте о важных событиях в facebook и подписывайтесь на youtube канал и instagram.
Обсуждение