Прошел уже месяц с тех пор, как был подписан приказ Минэкологии о введении в Казахстане утилизационного сбора на сельхозтехнику, но жаркие споры вокруг этой темы по-прежнему продолжаются. Фермеры со всех регионов страны, представители НПП «Атамекен», а также депутаты Мажилиса Парламента РК говорят примерно об одном и том же – сельхозпроизводители не готовы к такому шагу. В последнее время также часто звучит мысль, что нужно добиваться отмены утилизационного сбора, пока АПК не начал испытывать на себе негативные последствия такой инициативы.
На эту темы мы поговорили с председателем филиала Ассоциации фермеров Казахстана по ВКО Сериком Байгалиевым.
Как, на ваш взгляд, утилизационный сбор на сельхозтехнику повлияет на аграриев?
– На сегодняшний день сельхозпроизводители Казахстана не готовы платить утильсбор. Это не только мое мнение, мы обсуждаем эти вопросы на разных площадках и в группах. Для этого существует ряд объективных причин.
Первое, сейчас есть множество других проблем в сфере сельского хозяйства именно по финансовым ресурсам, поэтому утилизационный сбор создаст дополнительную нагрузку. Наши производители не вышли на тот уровень, чтобы оплачивать какие-то новые сборы. Сегодня есть проблемы с экспортом живого скота и продукции растениеводства, в том числе подсолнечника. Получается, у многих нет сбыта.
Второе, есть проблема с оборотными средствами, которая заключается в том, что созданный для поддержки АПК квазигосударственный сектор пришел делать бизнес, то есть не понимает целей своего создания. Залоговое имущество фермеров сегодня оценивают очень низко, заявки, наоборот, рассматривают очень долго. Появилась большая бюрократия. Конкретно по кредитованию мы отдельно готовим ряд предложений.
Выходит так, что сегодня есть проблемы со сбытом и доступом к финансам. Здесь мы как раз подходим к вопросу техники. Нужно понимать, что в нашей стране резко-континентальный климат, то есть, если брать северные, восточные и центральные регионы Казахстана, там нужна очень хорошая техника, которая будет показывать высокую производительность. Если мы позиционируем себя как современное государство, хотим идти в ногу со временем, значит и техника нам нужна соответствующая. Сегодня это преимущественно зарубежная техника, а ее всю хотят поставить под утильсбор. Инфляция в нашей стране итак достаточно высокая, нередко происходят валютные скачки, что приводит к удорожанию логистики, но при этом расходы на дизельное топливо и другие направления не снижаются. Утилизационный сбор серьезно увеличит финансовую нагрузку на производителей.
Как вы считаете, поможет ли утилизационный сбор развитию отечественного сельхозмашиностроения?
– На сегодняшний день, если говорить о нашем машиностроении, все понимают, что это отверточная сборка. Это касается как гражданского автопрома, так и сельхозмашин. Исходники привозятся, собираюсь здесь, и на этом наше машиностроение заканчивается. В начале, я считаю, государство должно наладить свое производство здесь. Пускай двигатели не производят, но по остальным деталям много чего можно производить в нашей стране, и поднимать, таким образом, машиностроение. А потом уже можно было бы переходить к сельхозтехнике, где сегодня складывается похожая с автопромом ситуация.
Весь смысл снижения себестоимости заключается в изготовлении деталей, но у нас этого нет. Я думаю, в этом направлении нужно создавать отдельную государственную программу. Строить заводы, если это сельхозтехника, для выпуска шин, дисков и блоков двигателя по конкретным размерам. Что будет нерентабельно производить – можно закупать. Потом, когда это уже все наладится, можно думать про утилизационный сбор. Но до этого момента, в ближайшие лет 10, мы абсолютно к этому не готовы.
У сельхозпроизводителей и НПП «Атамекен» позиция одна – мы категорически против утильсбора. Этот вопрос еще неоднократно будет подниматься. Будем надеяться, что нас услышат и данный приказ отменят.
В плане отмены утилизационного сбора, насколько это реально, как вы считаете?
– Администрированием этого сбора будет заниматься частная организация в лице ТОО «РОП». Получается, что у этих денег не будет бюджетного кода. Это частное ТОО, частный бизнес. Поэтому непонятно, как это все будет работать. Приказ уже подписан и действует, но он, на мой взгляд, не имел под собой законных оснований, потому что согласования с отраслью не было, Нацпалата «Атамекен» была против, Минсельхоз, насколько мне известно, тоже был против. Но почему-то приказ все равно вышел.
Я думаю, здесь уже Правительству и компетентным органам нужно разбираться. Если подойти с юридической точки зрения, мне кажется, его можно отменить. Я считаю, что такой вопрос как минимум должны были согласовать с отраслью, но этого не было.
Обсуждение