Сельскохозяйственные орудия труда казахов-земледельцев

17 сентябрь 2019
5 мин
Автор: Касым Ахат
10963
Сельскохозяйственные орудия труда казахов-земледельцев

Мы уже говорили о вековых традициях земледелия в Казахстане. Говорили о способах полива, а также о культурах, выращиваемых нашими предками. Настало время узнать, какие приспособления были на вооружении казахов-земледельцев? Чем же они возделывали поля? В древности и средневековье выбор сельхозтехники был невелик, впрочем, такая же ситуация была во всем мире. Но у жителей степи все-таки были свои технологии и приспособления для работы в поле. Мы о них расскажем в представленном материале. 


Если говорить о самых традиционных казахских сельскохозяйственных орудиях труда, то это, прежде всего, соха (жерағаш). В каждом регионе она имела свое название. На Мангышлаке ее знали как «шоқайағаш», а в центре – «имекағаш» и т.д. Ее можно было использовать только при поливном земледелии, потому что при неполивном или богарном способе она уже не годилась. В конце девятнадцатого века на вооружении казахских земледельцев появились деревянные колесные плуги с железным безотвальным лемехом (сабан). Также использовали всем нам знакомый плуг или тисагаш – деревянный плуг. Его запрягали на волов или лошадей, и таким образом распахивали поля. Этим способом можно было обработать большой участок земли. А если масштабы посевных площадей были куда скромнее, рассчитанные главным образом на одну семью, то использовали мотыгу-кетмень (кетпен). Она была универсальной помощницей в земледелии. Ею можно было взрыхлить землю, а также выкопать арык для полива. 

Интересно, что знакомая всем нам лопата не юге Казахстана в ту пору особо не прижилась, а вот в других регионах ее использовали при работе на огородах и приусадебных участках. В тех же целях использовались и грабли.

При орошаемом земледелии пропаханное поле необходимо было выровнять. Для этого использовали специальную доску под названием «мала» или «мана». Об этом способе обработки земли говорится в книге Г. Е. Тайжанова «Казахи». По словам автора, для большего эффекта на доску становился человек или клался мешок с песком. При этом «мала» не столько боронила землю, сколько утрамбовывала ее, не давая таким образом ей быстро высыхать.

Когда наступала пора собирать урожая, то в руки брали всем нам знакомый серп или орак. Надо отметить, что казахский серп напоминал косу-литовку и имел гладкое лезвие. В конце 19 века стали применять и фабричные косы (орыс-орак). При молотьбе обычно использовали деревянные лопаты, грабли и вилы.

Как получали зерно и муку?

Но собрать урожай, скажем, пшеницы, это еще полдела. Надо было это зерно извлечь. Тогда наступало время обмола – «қырман басу». Это один из самых трудоемких процессов во всей уборочной страде. Все начиналось с того, что выбирали специальное место – «қырман», где и предстояло извлекать зерно. Выбирали такое место обычно рядом с полем. Затем выбранный участок очищали от всевозможных трав и сорняков, обильно поливали водой и утрамбовывали. Причем это нужно было сделать несколько раз, пока земля не станет ровной как поверхность стола. И вот на подготовленный участок укладывали снопы пшеницы. Далее в дело вступало животное, чаще всего это были лошадь или бык. Лошадь запрягали специальным округленным инструментом, который и отделял семена. Для этого животное ходило по собранным снопам. Как правило, для пшеницы и ячменя использовали лошадь или быка, а вот для просо – верблюда. Полученное зерно собирали в отдельную кучу, а оставшиеся стебли еще в одну, так как они шли на корм животным.


Но и на этом еще не все. Собранное зерно нужно было отделить от оболочки. Для этого его подбрасывали в воздух, таким образом легкую оболочку уносило ветром, а очищенное зерно падало на землю.


Добытый таким способом урожай зерна собирали в мешки. Хранили их в специальных хозяйственных пристройках, а вот полуоседлые и полукочевые общины зерно хранили в ямах. Муку в те времена получали на мельницах. Особо стоит сказать о том, как наши предки получали муку. Если вы думаете, что в казахских степях стояли ветряные мельницы, как это было в Европе, то это далеко не так. Здесь зерно мололи либо на водяных мельницах, которые устанавливали вдоль рек, а также при помощи ручной мельницы – колдиермен. В качестве ручной мельницы использовали два плоских камня, сложённых друг на друга. В верхнем было отверстие, через которое засыпали зерно, а затем камни крутили, перемалывали зерно. Полученную муку просеивали. А вот если нужно было обработать большой объем зерна, то его уже везли на мельницы.


Таким тяжелым трудом нашим предкам давался хлеб. И поэтому неудивительно, что к нему вегда было трепетно-уважительное отношение. Даже сегодня, по прошествии нескольких веков, нас с раннего детства учат бережно относиться к хлебу, ценить труд хлеборобов.