Непростое решение Кыпшака Сейткула
Фото: e-history.kz
Сегодня о человеке, который несколько столетий назад в буквальном смысле изменил вековой уклад жизни своих соплеменников, напоминает вот этот памятник. Он установлен в селе Кокалат Жангельдинского района Костанайской области. Звали этого человека – Кипчак Сейткул. В конце девятнадцатого столетия он в поисках лучшей доли для людей своего рода отправился в странствие по бескрайней степи. Как происходило принятие этого жизненно важного решения в своем рассказе «Кипчак Сейткул» рассказал Ибрай Алтынсарин: «В то время, когда в обычае была барымта, Кипчак Сейткул жил с тридцатью сборными лачугами бедняков. Он задумался над тем, как бы сделать их богатыми, чтобы они могли жить как люди. Заниматься торговлей не было средств, если же промышлять барымтой и угоном чужого скота, то в один прекрасный день враги тоже могут отобрать награбленное, ибо, как говорят старые люди, «голова барымтача должна, в конце концов, остаться на дороге».
И после долгих странствий Кипчак Сейткул остановил свой выбор на Тургайской степи. По климатическим условиям местность была не самая благодатная, но её географическое расположение было оптимальным. Если смотреть с южной стороны, то эта местность находится далеко от беспокойных центрально-азиатских городов Ургенч, Бухара и Коканд, а если с запада и востока – она находится в стороне от калмыков и башкир. Это первое преимущество, почему Кипчак Сейткул выбрал Тургайские степи. Кроме того, он увидел плодородные земли на берегу притока рек Тургай – Кабырга в урочище Каракуга. Но нужно сказать, что выбор свой он сделал не сразу. На раздумья ушли зима и весна. И только летом Сейткул принял решение – отправляться в путь. Так, в дорогу выдвинулся караван бедно одетых людей.
Жизнь на новом месте
После нескольких дней пути Кипчак Сейткул остановился в долине реки Кабырга. И практически сразу у людей началась новая жизнь. Времени было мало, нужно было действовать. Тем более, что Кипчак Сейткул выбрал для себя и своих людей новый род занятий – земледелие. Для этого он привез с собой нехитрые сельскохозяйственные орудия под названием кетмень или мотыга. Их он раздал своим соплеменникам, и они приступили к тяжелой работе – стали готовить землю для посевов. Кроме того, с собой Сейткул привез семена пшеницы, ячменя, проса и овощных культур, купленные на городских базарах среднеазиатских городов. Таким образом можно в некоторой степени говорить, что распространение пшеницы, проса, а также кукурузы, бахчевых культур, лука, моркови, огурцов, урюка и винограда в этих краях заслуга Кипчака Сейткула. Ими и засеяли поля. А при помощи мотыг люди вырыли арыки, после чего поливали свои посевы.
Параллельно с этим кипела и другая работа. Сейткул приступил к строительству небольшого города, который больше напоминал крепость, так как был окружен глубоким рвом и земляным валом. Вот за его станами и установили свои юрты джатаки, которые были главной производственной силой Кипчака Сейткула. Они забирали себе десятую часть урожая, а вот все остальное отходило самому Сейткулу. И с каждым годом площади посевов только росли. Совершенствовалась и система полива полей – степняки-земледельцы поставили рядом с арыками чигири для полива.
Каждой осенью, когда был собран урожай, сюда приезжали акшамчи-скупщики. Главной их целью были скупка и обмен большого количества хлеба на коров, овец, лошадей и верблюдов. Все знали, что отличавшееся «особой полнотой и чистым цветом своих зерен» тургайское просо славилось далеко за пределами Тургайской степи. Так, выросло благосостояние новых жителей здешних мест, а, следовательно, росли и стада домашней скотины. Перед Кипчаком Сейткулом теперь встала другая проблема, как обезопасить скот от скотокрадов и волков. Решение было принято на общем собрании жителей – построить на берегу реки высокую стену из дерна, а сам скот охранять вооруженным людям.
Так, степь узнала о Кипчаке Сейткуле как о человеке, который смог объединить вокруг себя людей всего рода, а также дать им надежную защиту. В народе Сейткул известен и как замечательный оратор. Ему принадлежат такие изречения, как «Посеешь хлеб – не узнаешь бед» и «Живущий вдоль реки, не знает голода», давно ставшие народными пословицами. Умер Кипчак Сейткул в 1830-х годах. Спустя столетия в этих краях, выбранных нашим героем, продолжают возделывать землю и следовать заветам Кипчака Сейткула.
Обсуждение