1918 год. Бывшая Российская империя погружается в пучину Гражданской войны. Большевики едва укрепили свою власть в Москве и Петрограде, нынешнем Санкт-Петербурге, а вождь мирового пролетариата Владимир Ленин уже строит планы на мирную жизнь после окончательной победы в революции. Развитию сельского хозяйства в этом вопросе он отводит одно из ключевых мест. Но для полного и окончательного успеха на помощь крестьянам должна прийти техника. На Запад надежды нет, поэтому нужно налаживать собственное производство. Несмотря на тяжелое и шаткое положение новой власти, была дана отмашка на создание новых тракторов. Владимир Ленин на VIII съезде РКП(б) не без пафоса заявил: «Если бы мы могли дать завтра 100 тысяч первоклассных тракторов, снабдить их бензином, снабдить их машинистами, то средний крестьянин сказал бы: «Я за коммунизм». Но для того, чтобы это сделать, надо сначала победить международную буржуазию, надо заставить её дать нам эти тракторы, или же надо поднять нашу производительность настолько, чтобы мы сами могли их доставить».
Пока большевики громили буржуазию, попутно налаживали производство «пролетарского» трактора. И даже назвали цифру, сколько нужно тракторов для успешного развития сельского хозяйства – 2000 колёсных и гусеничных машин должны работать в полях. В 1918 году в цехах петроградского завода «Большевик» собрали первые 8 пятитонных гусеничных тракторов. Стоит отметить, что их собирались выпускать еще до революции по американским технологиям, но прежние власти не успели. Большевики завершили начатое. И пусть толку от собранных машин пока не было, главным образом их использовали в пропагандистских целях.
От слов к делу
Уже после Гражданской войны, окончательно утвердив свою власть, большевики основательно взялись за воплощение завета Ильича – дать крестьянам тысячи тракторов. Но опять возникла дилемма, где их взять, а точнее, кто их даст? И власти обратились к инженеру Якову Мамину, на счету которого уже было две модели тракторов – «Карлик» и «Гном». Дело шло к их массовому производству, даже определили завод – Завод нефтяных двигателей и тракторов в Балакове Самарской губернии. Но грянули Февральская и Октябрьская революции, а затем Гражданская война, поэтому стало не до тракторов. И в 1923 году советские власти отправили посланников в Германию для закупа оборудования. На эти цели выделили 130 000 рублей. Планировалось на модернизированном предприятии производить до 300 сельхозмашин в год, но выпустили всего несколько экземпляров. Это была не единственная попытка наладить серийное производство тракторов в Советском Союзе. Предпринимались и другие попытки: в 1923–1924 годах на уже ленинградском заводе «Большевик» пытались наладить выпуск одноименного трактора – двадцатисильного «Большевика». На «Укртрестсельмаше» намеревались производить трёхколёсный двенадцатисильный «Запорожец», но вот цена его в разы превосходила американский аналог «Фордзона». Если за отечественный трактор просили 5 000 рублей, то заокеанский стоил всего 1 800.
Запад нам поможет
К 1924 году на полях молодого советского государства работало чуть больше 2 500 тракторов, но все они были иностранного производства. А наладить их выпуск собственными силами Советы не могли, несмотря на многочисленные попытки. В 20-е годы тракторные заводы были построены в Челябинске, Харькове, Сталинграде. И здесь тоже не обошлось без иностранных технологий. А тем временем тотальная механизация сельского хозяйства для страны оставалась в числе главных задач. Не без помощи ненавистных капиталистических стран (когда речь заходит о выживании, то можно немного и поступиться принципами) Советы начали выпуск тракторов. И уже в 1932 году СССР лидирует в мире по производству тракторов, правда их качество оставляло желать лучшего. Всего за небольшой срок выпустили 50 640 машин. В 1937 году на построенных с нуля Сталинградском и Харьковском тракторных заводах приступили к выпуску гусеничных тракторов СТЗ-НАТИ и ХТЗ-НАТИ. Названия они получили в честь заводов-производителей и Научного автотракторного института – НАТИ. Перед изобретателями власти поставили задачу – не изобретать, а конструировать, основываясь на самых передовых на тот момент технологиях. С этой задачей конструкторы справились. Новая сельскохозяйственные машины существенно превосходили уже существующие аналоги практически по всем эксплуатационно-технологическим характеристикам. Оценили изобретения советских «Кулибиных» и иностранцы. В1938 году на Всемирной выставке в Париже эти машины получили самую высокую награду – «Гран-при». А уже в 1940 году СССР вышел на первое место в мире по выпуску гусеничных тракторов. Свыше 40% мирового выпуска этих машин приходилось на советские тракторные заводы. Но самое главное – качество их было высоким.
Обсуждение