Меню
03 ноябрь 2019
6 мин
13971
Автор: Касым Ахат

История жизни Динмухамеда Кунаева

История жизни Динмухамеда Кунаева

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ДИНМУХАМЕДА КУНАЕВА – ЭТО ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА В ХХ СТОЛЕТИИ

1993 год. Алматы. За окном весна. Слышны веселые детские голоса. Воздух наполнен ароматами сирени. Город утопает в зелени. В кабинете своей квартиры сидит пожилой мужчина, на столе перед ним ворох старых черно-белых фотографий. На них история. Нет, не его или его семьи. На них запечатлена история Казахстана в ХХ столетии. Мужчина берет каждую фотографию и очень внимательно рассматривает. Перед его глазами воскресают картины из прошлого. Вот он стоит на трибуне партийного съезда в Москве, а на другом фото он в окружении хлеборобов в поле, а на третьем он встречается с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру. Динмухамед Кунаев помнит все, как будто это было вчера.

ДОЛГОЖДАННЫЙ СЫН В СЕМЬЕ КУНАЕВЫХ

Динмухамед Кунаев родился 12 января 1912 года в городе Верный в семье животноводов. Он стал третьим ребенком в семье и первым долгожданным мальчиком. Его отец, Минлиахмед (Ахмед) Жумабаевич, был очень образованным человеком, прекрасно владел казахским и русским языками, занимал различные должности в торговых организациях Алматинской области. Мама Динмухамеда, Зауре Баировна, происходила из бедной крестьянской семьи. В первый класс Динмухамед пошел в трехлетку – школу № 19, затем перешел в девятилетку – школу № 14, которую и окончил. Именно в школе он для себя определил, что будет трудиться в горнорудной отрасли, которая в те годы набирала обороты. Смышленый подросток понимал, что за ней будущее. Поступил он на вечерние курсы, а чтобы хоть как-то помочь родителям, в свободное от учебы время разгружал фрукты. Позже Динмухамед Кунаев перешел на более почетное место – уполномоченного Казсберкассы, затем стал статистиком при Госплане СНК. В 1931 году осуществилась его мечта – он стал студентом горного факультета авторитетного Московского института цветных металлов и золота. Начало тридцатых годов – один из самых трагичных периодов в истории казахского народа. Сталинская коллективизация обернулась настоящим бедствием для кочевников. В бескрайние степи пришел голод – Великий джут. Погибли более миллиона казахов. Сотни тысяч людей, спасаясь от голода, вынуждены были покинуть родные края. Там, в Москве, студенты-казахи слышали о голоде, но не представляли себе масштабов трагедии. Приехав на каникулы к родителям, Динмухамед Кунаев понял, какое несчастье свалилось на долю его народа. Потом были командировки в Риддер, где он так же стал свидетелем массового голода. И об этом он никогда не забывал.

ПУТЕВКА В БОЛЬШУЮ ЖИЗНЬ

Заветный диплом престижного вуза Динмухамед Кунаев получил в 1936 году. Молодой горный инженер по распределению был направлен в родной Казахстан, на месторождение Коунрад Прибалхашстрой. Как раз в это время было принято решение о строительстве Балхашского медеплавильного завода – крупнейшего медеплавильного комбината в Советском Союзе. Строительные работы на берегу Балхашского озера контролировали срезу несколько ведомств в Москве – Наркомата тяжелой промышленности и Академии наук Союза ССР. Эта стройка находилась на особом контроле у людей из Кремля. Рабочие и инженерно-технический состав будущего промышленного гиганта жили в следующих условиях: летом – жара свыше сорока градусов, зимой – морозы ниже сорока. Работать дипломированный специалист столичного вуза стал на буровом станке. Очень скоро он стал старшим буровым мастером. К слову сказать, сегодня тот самый буровой станок, на котором работал Динмухамед Кунаев и его товарищи, является историческим памятником. Именно эта установка расположилась в основе будущего медеплавильного гиганта Казахстана. В 1937 году Динмухамед Кунаев уже начальник буровзрывного цеха. И он делает его передовым. Параллельно, несмотря на тяжелую работу, Кунаев вступает в комсомол, где становится одним из самых активных участников. Заводским комитетом Динмухамед Кунаев не ограничивается и становится членом районного комсомола. Да, это означало получение еще большего объема работы, но она не пугает нашего героя. На его глазах зарождается не только промышленное предприятие, но и целый город – Балхаш. Позднее Кунаев вступает в Компартию, но не забывает и работе. В 1938 его назначают на должность главного инженера Коунрадского рудника, а затем и исполняющим обязанности директора. 24 ноября 1938 Балхашский медеплавильный комбинат дал первую медь. На промышленной карте СССР появился еще один гигант.

А в следующем году Кунаев во время своей первой командировки встретил в Алма-Ате свою вторую половину – Зухру Шариповну, с которой он уже никогда не расстовался.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Динмухамед Кунаев недолго поработал заместителем главного инженера – начальником технического отдела Усть-Каменогорского комбината «Алтайполиметалл». В 1939 году он возглавил Рудненский рудник. Внимание к выпускаемой его предприятием продукции было самое пристальное. В Европе в это время уже бушевала Вторая мировая война, и она стремительно приближалась к границам СССР. Стране нужны были цинк, свинец и прочие металлы. В конце предвоенного 1940 года Кунаева назначили на должность директора Риддерского рудоуправления, объединявшего все рудники, обогатительные фабрики и другие промышленные предприятия Восточного Казахстана. Именно на этом посту он встретил известие о нападении нацистской Германии на Советский Союз.

Первый год войны был самым сложным. Сотни рабочих-мужчин ушли на фронт, а ведь стране было необходимо сырье. Но как-то справились.

В апреле 1942 года Динмухамед Кунаев становится заместителем председателя Совета народных комиссаров КазССР или вице-премьер-министром. На этом посту он отвечал за всю промышленность республики. В годы войны ему пришлось отвечать за строительство другого крупного промышленного объекта – Усть-Каменогорского свинцового завода. Именно наша республика в годы ВОВ была главным поставщиком марганца и меди для нужд обороны, у нас также добывалось до 60% молибдена, 65% полиметаллического висмута, 80% полиметаллических руд, угля стали добывать на 75% больше, чем до начала войны, черного золота – нефти – в 2,5 раза больше.

ПРЕЗИДЕНТ АКАДЕМИИ НАУК КАЗАХСТАНА И ЦЕЛИНА

После войны опыт и знания Динмухамеда Кунаева уже пригодились на новой должности – президента Академии наук Казахстана. На этот пост его рекомендовал бывший глава Академии – Каныш Сатпаев. У Динмухамеда Кунаева началась другая работа, но не менее напряженная, чем на высокой государственной должности. Кроме того, борьба велась и на идеологическом фронте. В те годы пострадали многие представители казахской творческой и научной интеллигенции. Травле в прессе и репрессиям, пусть и не таким смертельно опасным, как в ранние сталинские годы, подвергались К. Сатпаев, М. Ауэзов, А. Жубанов и другие. Многие из них были вынуждены уехать из Казахстана в Москву. Динмухамед Кунаев понимал всю несправедливость происходящего, поэтому ему пришлось фактически выводить из-под идеологического огня многих выдающихся писателей и ученых.


Перед самой Академией стояла задача – улучшение научно-исследовательской работы в республике. Нужно было менять подходы к работе. Этого требовало и само время. Перед академиками поставили задачу – разработать комплексный план мер для реализации первостепенных задач. Тем более, что уже в 1953 году партия поставила задачу – увеличить производство зерна. Для этого потребуется освоить целинные и залежные земли, причем только в течение одного года – с 1964 по1965 – больше, чем на 6 млн га. И без участия Академии наук эту задачу было не решить. Ученое сообщество активно включилось в процесс во главе с её президентом. Пришлось объехать все центральные и северные районы республики, изучать на местах, а не по карте, состояние залежных земель. Проделанная работа принесла свои плоды. Уже на следующий год Казахстан выполнил план по освоению целины и дал родине четверть миллиарда пудов хлеба. Это было в 2,5 раза больше показателей 1951 года.

НА ПОСТУ РУКОВОДИТЕЛЯ РЕСПУБЛИКИ

В середине пятидесятых годов Никита Хрущев уже окончательно сконцентрировал в своих руках верховную власть, избавившись (отправив в ссылку) от своего соперника Георгия Маленкова. В СССР наступала так называемая эпоха оттепели. Именно в этот период на пост председателя Совета министров КазССР был назначен Динмухамед Кунаев, а первым секретарем компартии Казахстана стал Леонид Брежнев. Именно тогда и началась их многолетняя дружба. На этот период приходится не только целинная эпопея, но и активное строительство новых промышленных предприятий. В республике появились различные министерства и ведомства, среди которых министерства цветной металлургии, строительно-монтажных работ, энергетики, геологии. Но главным событием в жизни республики все же было освоение целинных и залежных земель, кардинально поменявшее социально-экономический уклад Казахстана. 19 января 1960 года Динмухамед Кунаев был единогласно избран первым секретарем ЦК Компартии Казахстана, но уже через два года он был снят с этой должности и назначен председателем Совмина республики. В Москве были недовольны политикой Кунаева, которую он пытался вести независимо от центра. Но два года спустя первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев был отправлен в отставку. Это произошло в октябре 1964 года, а уже 7 декабря Кунаева вновь избрали руководителем Казахстана. За годы его руководства республика окончательно стала одним из ключевых промышленных, технических и сельскохозяйственных регионов Советского Союза. Так, с 1954 по 1984 год аграрии республики произвели 600 миллионов тонн зерна, среднегодовые показатели продажи зерна выросли более в 9 раз, чем до освоения целины. Только в 1979 году аграрии Казахстана дали стране больше 20 миллионов тонн зерна, в стране действовало почти две тысячи совхозов. Почти полмиллиона жителей республики наконец-то решили квартирный вопрос, выросла заработная плата колхозников и рабочих. Казахстан уверенно вошел в число лидеров среди союзных республик.

ЗАКАТ…

Во второй половине 80-х годов в Советском Союзе началась эпоха так называемой перестройки. Новый руководитель государства Михаил Горбачев стремился изменить страну. И начал он с замены старых руководителей, в том числе и в нашей республике. В феврале 1986 года Кунаев в последний раз председательствовал на XVI съезде Компартии Казахстана, а уже к концу года – 16 декабря – за каких-то 18 минут на пленуме ЦК КПК он был снят с поста первого секретаря коммунистической партии Казахстана. На эту должность Москва назначила первого секретаря Ульяновского обкома партии Геннадия Колбина. Это событие спровоцировало волнение среди патриотически настроенной казахской молодежи, получившее название Желтоксан.

После своей отставки Кунаев жил в Алма-Ате. Его не стало 22 августа 1993 года.

Динмухамед Кунаев пользовался безоговорочным уважением как среди простых тружеников и колхозников, так и в высоких чиновничьих кабинетах. Он со всеми разговаривал на их языке. Его отличали особый склад характера, уважительное отношение ко всем, с кем он общался. История жизни Димаша Ахмедовича, как его уважительно называли в народе, навсегда останется в памяти благодарных потомков. В его честь названы улицы, районы, школы не только в нашей стране, но и за границей.

Обсуждение

0 моментарии