На заседании Правительства, состоявшегося на днях, министр торговли и интеграции РК Бахыт Султанов констатировал, что цены на социально значимые продукты питания с начала года в стране выросли на 4,8%. По информации мониторингового агентства Energyprom.kz, по итогам апреля текущего года, продовольственные товары в годовой динамике подорожали на 9,8%.
Ценовой вопрос всегда остро волнует потребителей. Но не всем понятно, с чем связывать постоянный рост стоимости товаров. World of NAN попытался найти ответы на насущный вопрос и определить факторы, провоцирующие скачок цен.
Горюче-смазочные материалы
Цена любого товара формируется из многих составляющих, таких как спрос, предложение, прибыль и др. Однако решающими остаются средства, затраченные на выпуск продукта, одно из которых, в аграрном секторе – ГСМ.
По словам председателя Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана Кайрата Бисетаева, дизельное топливо занимает в районе 20% от всех затрат аграриев. При этом стоимость на него постоянно растет, особенно в период посевных и уборочных работ. А цена не регулируется антимонопольным комитетом. Решить эту проблему, по мнению спикера, можно, если комитет будет заинтересован в регулировании цены на дизтопливо.
«Если мы хотим более справедливых цен на продукты питания, нужны другие меры поддержки. Нужно субсидировать ГСМ для фермеров или создать выгодные условия для производителей топлива. Возможно, тогда казахстанцы получат продукты по справедливой цене», – делится своими мыслями председатель союза.
Исполнительный директор Союза фермеров Казахстана Акпар Мауленов согласен с К.Бисетаевым, что на ценовую политику всегда влияет рост себестоимости продукции, которая складывается из расходов на технику, запчастей, СЗР, удобрений и в том числе на ГСМ. По мнению А.Мауленова, удержать цены на продовольствие не поможет и удешевленное топливо, предоставляемое аграриям. Потому что его объем почти не играет роли в ведении хозяйства.
Фермеры получают льготное ГСМ по 165 тенге, на 20 тенге дешевле, чем на рынке. Однако эту разницу, со слов нашего собеседника, «съедает» транспортировка топлива. К тому же, на удешевленное топливо претендуют не все фермеры, оно предоставляется в зависимости от площади земель. Так, крупные хозяйства получают больший объем ГСМ, а мелким либо вообще ничего не выдается, либо его скудный объем никак не помогает экономить затраты аграриев.
Скачок цен на ГСМ в весенний период, наблюдаемый сейчас, в Союзе фермеров связывают и с плановыми работами на НПЗ, которые ежегодно проходят в сезон весенних полевых работ.
«Почему-то ремонтные работы на нефтеперерабатывающих заводах проводятся именно в период весенних или осенних полевых работ. Из-за этого каждый год в разгар посевной или уборки урожая цены на ГСМ взлетают. Надо урегулировать этот вопрос на правительственном уровне и отказаться от предоставления льготного ГСМ. Вместо этого, на наш взгляд, стоит рассмотреть субсидирование затрат на ГСМ в зависимости от объема топлива, используемого при сельхозработах», – считает исполнительный директор Союза.
Валютный курс
Толчком для роста цен является и девальвация, как составляющая экономики. Если за рабочую силу и воду казахстанские фермеры расплачиваются на месте, отечественной валютой, то удобрения, семена и спецтехника всегда закупается из-за рубежа. Естественно, в иностранной валюте. Тенге же в последние годы показывает уверенное падение, что сильно влияет на ценообразование аграрной продукции Казахстана.
Председатель правления Союза картофелеводов и овощеводов девальвацию называет одной из причин роста цен на сельскохозяйственные товары.
«Вот простой пример, почти 80% семян мы закупаем главным образом в Европе. Теперь возьмите прошлогоднюю цену на евро и текущую. Разница существенная. Плюс техника, которой пользуются фермеры при орошении овощей. Она тоже приобретается за границей», – говорит К.Бисетаев.
«Цены растут на все. К примеру, техника подорожала на 20%, удобрения и СЗР до 50%. Это в свою очередь приводит к повышению себестоимости продукции. Как следствие, цены поднимаются. На мировом рынке также зафиксирован скачок цен. Подорожали пшеница, подсолнечник. Это в свою очередь спровоцировало подорожание подсолнечного масла, макаронных изделий. Рост цен на корма отразился на цене мяса», – дополняет коллегу А.Мауленов, который так же говорит о влиянии курса валюты на общую картину.
Действительно, средний курс евро в мае прошлого года составлял 461 тенге, сейчас 1 евро стоит 519 тенге. Рост составил почти 13%. Получается, что казахстанским фермерам, большинство из которых получают прибыль в тенге, в этом году пришлось потратить на 13% больше. При этом неизвестно, какой курс будет в следующем году. Где же простому фермеру найти эти дополнительные 13%? Скорее всего за счет повышения цен на выпускаемую продукцию. Поэтому сегодня девальвация имеет существенное влияние на ценообразование сельхозпродукции.
Утильсбор
Еще одним фактором К.Бисетаев называет введение утилизационного сбора. Именно он, по мнению председателя Союза, серьезно ударил по кошельку фермеров.
Напомним, утильсбор на импортную сельхозтехнику был введен в декабре 2019 года, как в отношении производителей самоходной сельскохозяйственной техники Республики Казахстан, так и импортеров из государств-членов ЕАЭС и третьих стран. Таким образом, любая импортная сельхозтехника стала облагаться дополнительным налогом.
В прошлом году на пленарном заседании Мажилиса Парламента депутат Мурат Темиржанов озвучил максимальную ставку утильсбора по тракторам, она составила 11 млн тенге за единицу, а по комбайнам – 12,5 млн тенге. Эта сумма добавляется к стоимости трактора, который и без того дорожает из-за девальвации. Эти непосильные мелкому фермеру надбавки буквально вынуждают казахстанских аграриев повышать цены на производимый продукт.
Дефицит кормов
Провоцируют рост цен, особенно на сельхозпродукцию, по мнению экспертов и дефицит кормов. Проблема, кстати, не новая для казахстанского рынка. Иногда с дефицитом кормов даже связывают недополучение валовой продукции в животноводстве.
Еще несколько лет назад Минсельхоз разработал кормовой баланс в разрезе регионов. По каждому из них были определены объёмы обеспеченности кормами с учётом минимального рациона и потери объёмов продукции. Дефицит планировали снизить к 2021 году. Но пока о существенных сдвигах говорить не приходится.
В феврале настоящее бедствие испытали фермеры многих регионов Казахстана. Особенно в трудной ситуации оказались животноводы ЗКО. Летом из-за засухи они не смогли заготовить корма. А зимой местным животноводам нечем было кормить скот. Тогда чиновники признались, что проблема в регионе существует. И подтвердили, что на площадях, где раньше хорошо росла трава, сейчас ничего практически не растет. Специалисты считают, что причиной плохой урожайности сенокосных площадей является превышенный срок их эксплуатации. Причем по всей стране. Наряду с другими проблемами называется и дефицит семян кормовых культур.
Логистика и хранение
Немаловажными являются проблемы хранения и сбыта сельскохозяйственных продуктов, которые напрямую влияют как на уровень конкурентоспособности АПК, так и на ценообразование в стране.
Аналитик Найля Альмухамедова открыто говорит о неразвитости торгово-логистической системы в Казахстане.
«В Казахстане считанное количество объектов по предпродажной подготовке товара (мойка, фасовка, сушка, калибровка и транспортировка и т.д) не обеспечивает равномерные поставки качественного сырья в течение года. Так, в стране определенные регионы еще не имеют соответствующие стандартам склады по хранению плодовоовощной продукции и продуктов питания. Имеющихся мощностей оптово-распределительных центров недостаточно для устранения проблем, поскольку при росте среднегодовой урожайности зерновых и масличных культур возрастает дефицит мощностей по хранению», – говорит эксперт.
По ее словам, несмотря на рост численности объектов розничной продажи, доставка продовольствия в отдаленные районы Казахстана осложнена ухудшением состояния автомобильных дорог областного и районного значений, недостаточной развитостью железнодорожной сети для грузоперевозок между областями.
Специалисты отрасли уверяют, что проблема хранения продукции стоит остро. В стране не хватает современных складов с удобной транспортной развязкой. Чаще всего из-за неправильного хранения продовольствия, к примеру, овощей и фруктов, которые больше всего поднимаются в цене, и возникают убытки. Потери могут доходить до 30%, а за них в итоге расплачиваться приходится простому покупателю.
Поэтому создание собственных логистических цепочек актуально сейчас как никогда, если мы не хотим ощущать на себе постоянный рост цен, считает эксперт. Для этого нужно перестать воспринимать склады как место хранения товара, его нужно расценивать как объект инфраструктуры, обеспечивающий быстрое и эффективное движение материальных ресурсов, создавать условия, чтобы бизнес основывался на хорошей логистике.
«Серый рынок»
По мнению Председателя Союза, на удорожание пищевой продукции также существенное влияние оказывает так называемый «серый рынок».
«У нас много сельхозпродукции продается через базары или посредников, которые работают непрозрачно. Я на картофеле приведу пример, мы достаточно прозрачно работаем, но у нас покупают картофель предприниматели, которые работают с базарами, где картофель проходит через несколько рук. При этом львиная доля магазинов, которая у нас есть, тоже покупают продукты на базаре, потому они дают свою наценку. Получается, что мы продаем наш картофель по одной цене, а в крупных супермаркетах мы видим цены в 2 или в 2,5 раза выше», – рассказывает наш собеседник.
Действительно, сегодня базары в Казахстане занимают высокую долю на рынке. По мнению К.Бисетаева, они должны охватывать не более 20% продаж, тогда их влияние на рост цен будет минимальным. А когда 90% продукции проходит через базары, как сейчас, цена неизбежно меняется.
Для решения данной проблемы нужно, чтобы министерство торговли выстроило прозрачную товаропроводящую систему. Когда решится вопрос прозрачности, тогда не будет базаров и вся продукция будет продаваться через организованные сети, считает председатель Союза.
Чего ждать?
По словам исполнительного директора Союза фермеров, на данный момент, в межсезонье, рост цен на овощи и фрукты неизбежен. Местные овощи на прилавках появятся не скоро, поэтому придется довольствоваться дорогими, завезенными из соседних стран и пока не ждать резкого снижения цен.
В ходе беседы А.Мауленов затронул еще одну проблему, которую ежесезонно ощущают потребители. Это дороговизна казахстанской продукции по сравнению с той же узбекской.
«Простой обыватель чаще всего не задумывается о себестоимости продукции, о которой мы говорили выше. Многие думают, государство субсидирует фермеров, поддерживает, а они завышают цены. Но себестоимость узбекских овощей намного дешевле, чем нашей, казахстанской. Затраты соседних аграриев на электроэнергию, газ намного ниже. Из-за благоприятных погодных условий они могут отлично выращивать овощи как на сельхозплощадях, так и в теплицах. Отечественным предпринимателям же приходится расходовать огромное количество электроэнергии, чтобы вести тепличный бизнес и платить большие деньги по тарифам», – объясняет положение дел Акпар Мауленов.
В то же время, по мнению представителя Союза фермеров, искусственно сдерживать цены не стоит. Общемировую тенденцию роста цен нужно просто принять как составляющую экономики. А чтобы подорожание не остро ощущалось на бюджете простого населения, для поддержки казахстанцев государству стоит поднять пенсии, зарплаты, пособия для социально уязвимых слоев населения, считает А.Мауленов.
На днях аналитический портал Еnergyprom.kz опубликовал новую сводку по росту цен на продовольственные товары. В 9 из 17 регионов страны рост цен оказался выше среднереспубликанского уровня. По итогам апреля текущего года специалисты зафиксировали подорожание продуктов питания в годовой динамике на 9,8%. Только за месяц рост, по сведениям портала, составил 1%.
Обсуждение