Технология нулевой обработки почвы, известная как No-Till отражает всю суть земледелия – почва не подвергается вспашке или механической обработке. Поверхность почвы покрывается своеобразным защитным одеялом – мульчей, измельченными остатками растений. Фермеры, применяющие новый метод в хозяйствах называют преимуществами предотвращение ветровой эрозии, сохранение максимального объема влаги в почве, а также экономическую выгоду на ГСМ, технике. А главное, как утверждают аграрии, в результате отказа от механического воздействия, увеличивается плодородие почвы.
В Северном Казахстане несколько лет назад начали применять новую технологию. Хотя многие говорили о положительных впечатлениях, большинство отечественных фермеров до сих пор не решаются отказаться от традиционных методов земледелия в пользу No-Till.
В чем же преимущества No-Till? Как новая технология помогла канадским фермерам увеличить урожайность и стать одними из лидеров в применении нулевой обработки почвы?
Об этом говорили на вебинаре, организованном Немецким аграрным центром и Ассоциацией устойчивого развития сельскохозяйственных методов и технологий в Казахстане. Главный спикер – международный эксперт в области растениеводства Джон Герер, имеющий богатый опыт работы как в Канаде, так и в Казахстане, на примере своего личного хозяйства и проведенных в разных странах экспериментах рассказал казахстанским фермерам о возможностях No-Till для рентабельного ведения хозяйства.
Предпосылкой к внедрению новой технологии стали пыльные бури, имевшие место в Канаде и США в 1930 годах, отметил Джон Герер. Из-за деградации почв и засухи, тогда ветровые эрозии, по словам агронома, стали настоящим бедствием. Урожайность падала, экологическая катастрофа не позволяла работать на поле. Многие фермеры разорились. А чтобы сохранить хозяйства, которые кормили семьи на протяжении нескольких поколений, необходимо было найти решение. Уже тогда землевладельцы начали понимать, что нужно менять тактику ведения сельского хозяйства, свести к минимуму обработку почв.
Как отметил в своей лекции канадский эксперт, научно доказано, что нулевая обработка хорошо подходит для засушливых регионов. Рекомендуется новый вид земледелия для сельхозземель, где отмечается деградация почвы.
Сейчас No-Till наиболее распространенная технология в Западной Канаде, говорит эксперт. С помощью нулевой обработки местным фермерам удалось не только повысить урожайность, но и плодородие почвы, подчеркивает Джон Герер.
Рассказал спикер и об экспериментах по внедрению No-Till в разных географических точках.
«Так, в полузасушливом районе Северной Индии – Индо-Ганской равнине в результате 15-летнего применения нулевой обработки содержание органического углерода в почве увеличилось в 1,5 раза, на 35%. Секвестрировано около 500 кг углерода на гектар за год. Также увеличилась водоудерживающая способность почвы. За счет увеличения пористости почвы вода перестала стекать по полю, влага удерживалась», – отмечает спикер.
Эффективность технологии по влагонакоплению подтвердили и научные исследования института Альберты. Сравнительный анализ инфильтрации воды показал, что при традиционной обработке дождевые осадки достигали почвы за 8-10 минут, тогда как при нулевой технологии почва увлажнялась всего за 20-35 секунд.
Еще одним преимуществом нулевой обработки канадцы называют доказанный меньший выброс углекислого газа в атмосферу. Научный эксперимент был проведен с использованием разных технологий. При механической обработке плугом выброс углекислого газа составил 134%, при дисковании – 70%, минимальной обработке – 54% и самый низкий показатель, 27% при применении No-Till.
«Таким образом, целесообразность перехода на No-Till с экологической точки зрения тоже была доказана. Да, при нулевой обработке тоже есть выброс газа, но если возделывать покровные культуры после уборки, углекислый газ мог бы быть использован этими покровными культурами», – отметил в ходе лекции эксперт.
При этом No-Till пока не может решить некоторые проблемы, в частности, засоленность почв, особенно в засушливых регионах, признается почвовед.
«Учитывая увеличение пористости почвы в результате нулевой обработки, мы надеялись, что вода будет лучше проникать в почву и соли уйдут в нижние слои почвы. Однако, этого не случилось. В засушливых регионах количества осадков оказалось недостаточным для смывания солей. Это не усугубило ситуацию, но и не решило проблему засоленности. За то было зафиксировано смывание фосфора с поверхностного слоя во время дождей. При стоке воды фосфор растворялся в воде и сходил в низины», – делится эксперт.
По словам Джона Герера, канадцев, за долгие годы применения нулевой обработки добившиеся рекордно высоких показателей в сельском хозяйстве, сейчас заботит другое – потеря питательных элементов почвы с каждым сбором урожая.
«При каждом урожае вместе с зерном, пшеницей, рапсом вывозится огромное количество питательных элементов – азота, фосфора. Только в животноводстве удается переработать определённые продукты жизнедеятельности, к примеру, получить удобрения из навоза и восполнить образованный дефицит микроэлементов. Человек потребляет сельхозпродукцию, однако отдачи нет. Поэтому все силы нужно бросить восстановлению микроэлементов почвы после каждого сбора урожая», – говорит Джон Герер.
Свои мысли спикер снова подтверждает фактами. В ходе научных расчётов специалисты выяснили, что в 25 тоннах зерна содержится 625 кг азота и 250 кг фосфора. Именно такой объем полезных веществ вывозится вместе с урожаем.
Лекции канадского эксперта подкрепили знания отечественных фермеров, у которых, к слову был живой интерес к предложенной теме. Аграрии охотно задавали вопросы, просили советы.
«В эффективности No-till уже нет сомнений. Однозначно, если мы хотим сохранить плодородие почвы, мы не должны нарушать ее целостность», – заключил эксперт.
Обсуждение