Предпосылки для царских реформ
Вторую половину девятнадцатого столетия в Российской империи называют временем великих реформ. В течение только одного десятилетия – с 1860 по 1870 год – страна пережила кардинальные изменения. Так, было отменено крепостное право, провели финансовую, земскую, судебную реформы, реформу городского самоуправления, военную реформу. Преобразования коснулись и Казахстана. К этому времени процесс присоединения казахских земель к Российской империи фактически завершился. И чиновники в Петербурге задумались, как эффективно управлять ими. Российские промышленники также начали рассматривать степной край как источник поставок природных ресурсов для своих заводов. Было и еще одно важное обстоятельство. В это время к Центральной Азии особый интерес проявляла и Британская империя. Но царские власти не могли допустить прихода сюда англичан. Решено было провести в этих землях кардинальные реформы.
Начало реформ
Начали все это с административных изменений. Таким образом, власти хотели окончательно лишить местную аристократию рычагов влияния, а также внедрить здесь общеимперские принципы управления. Кроме того, эти новшества позволили бы окончательно утвердиться в регионе, начать процесс масштабного переселения сюда безземельных крестьян из европейской части империи. Для успешной реализации реформ в Казахстане была создана специальная степная комиссия во главе с чиновником Министерства внутренних дел Федором Гирсом. Принимая решения о судьбе края, царские власти в состав этой комиссии не включили ни одного представителя казахского народа. Но в документе, который регламентировал работу спецкомиссии, было сказано следующее: «…реформы направлены на улучшение положения казахского народа и освобождение его от власти султанов». Стоит отметить еще и то, что работала комиссия в секретном режиме.
Административно-территориальные изменения в казахской степи
И вот 11 июля 1867 года император Александр II подписал проект реформ по управлению Семиреченской и Сырдарьинской областями, а больше года спустя – 21 октября 1868 года – такие же документы были подписаны в отношении Тургайской, Уральской, Акмолинской и Семипалатинской областей. Члены специальной комиссии предложили разделить территорию Казахстана на три генерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское, Западно-Сибирское. Власть оказалась у генерал-губернаторов. Новые территориальные образования состояли из областей. Так, в состав Оренбургского генерал-губернаторства вошли Уральский и Тургайский края. А Акмолинская и Семипалатинская области включили в Западно-Сибирское генерал-губернаторство. Туркестанское генерал-губернаторство состояло из Семиреченской и Сырдарьинской областей. Территорию бывшей Букеевской орды в 1872 году передали Астраханской губернии, а Мангистау сначала передали в состав Кавказского военного округа, а позже – в Закаспийскую область. В 1897 она вошла в состав Туркестанского генерал-губернаторства.
В свою очередь, области делились на уезды, их было 34. Уезды состояли из волостей, которые формировались по территориальному принципу, а не по родовому. А сами волости подразделялись на административные аулы, которые состояли из хозяйственных аулов. В административные аулы входило от 100 до 200 кибиток, в волости было от 1000 до 2000, но могло входить и до 3000 кибиток. Волостные управители и аульные старшины избирались каждые три года тайным голосованием, а затем утверждались вышестоящим начальством. Султаны освобождались от всевозможных налогов, а также царские власти обеспечили их пенсиями до конца жизни. Реформы затронули и вопросы общего налогооблажения. Был введен так называемый кибиточный налог. Его платили деньгами каждый год с каждой кибитки.
Земельный вопрос
Разобрались власти и со статусом земли. Так, после реформы все земли, принадлежавшие казахам, объявили государственными. Коренное население получало земли на правах общественного пользования. Причем это правило не касалось султанов. Им земли передавали в личное пользование. Государственными объявили и леса. Все это давало властям право без всяких разбирательств, только по одному желанию отбирать земли у казахского населения. Именно в это время в Казахстан стали массово переселять крестьян из Центральных регионов России, которым после отмены крепостного права обещали богатые плодородные земли в Степном крае. Казахи были вынуждены массово покидать свои исконные земли, а взамен им предлагали малоприспособленные для земледелия участки, зачастую это были солончаковые земли.
Судебная реформа
Реформы 1867-1868 годов изменили и многовековую судебную систему степняков. Власти сохранили суды биев и казиев, которые строили свою работу на основе адата и шариата. В каждой волости в зависимости от числа кибиток избирались от 4 до 8 биев на три года. Но при этом их кандидатуры утверждал лично губернатор. Денег они за свою работу не получали. Их полномочия были существенно ограничены. В основном они решали спорные вопросы между жителями аулов. Справедливое и верное определение суду биев дал известный российский этнограф, изучавший быт казахов, Александр Гейнс: «Суд биев скор и производится на словах, он довольно справедлив и всегда бескорыстен, и потому пользуется уважением не только казахов, но и разночинцев и казаков, из которых многие идут в суд биев». Согласно новым положениям, судебная система состояла из следующих уровней: уездный, областной и верховный суды. Обязанности верховного суда исполнял Правительствующий сенат. Уездный суд отвечал за уголовные дела, а областной – за гражданские дела. Их работа уже базировалась на принципах и законах, которые действовали на территории всей Российской империи. В их ведении были вопросы государственной измены, сопротивления властям, порчи государственного имущества, покушения на государственных чиновников, а также прочие тяжкие преступления.
Последствия реформ
Конечно же, говорить только об отрицательных последствиях этих реформ нельзя. Именно в это время стали осваивать природные богатства Казахстана. В общественно-социальную жизнь стали проникать прогрессивные идеи, уходили в прошлое старые принципы общественных отношений. Но при этом нужно сказать, что возросло социальное расслоение местных жителей. Из-за того, что отбирали плодородные земли, пасти скот становилось невозможным, поэтому, чтобы прокормить семью многие обедневшие казахи были вынуждены уходить на заработки в прилинейные поселки и города, а также на появившиеся заводы и фабрики. Все негативные явления этих реформ активно критиковали представители творческой интеллигенции казахского народа. Среди них были Абай Кунанбаев и Ыбрай Алтынсарин. Несмотря на широкий круг вопросов, которые должны были решить царские реформы, они только усилили колониальную политику Петербурга в Степном крае.
Два десятилетия спустя в Казахстане прошли очередные реформы. 2 июня 1886 года приняли «Положение об управлении Туркестанским краем», а 25 марта 1891 года аналогичные документы приняли в отношении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областей. Так, после очередной реформы в Туркестанское генерал-губернаторство включили Сырдарьинскую, Ферганскую и Самаркандскую области. Семиреченский край исключили. Деление областей на уезды сохранилось прежним. Было создано Степное генерал-губернаторство в составе Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской и Уральской областей. Также сюда вошла Семиреченская область, которая в 1897 года вновь вернулась в Туркестанское генерал-губернаторство.
Реформы последнего десятилетия 19 столетия дали генерал-губернаторам еще больше власти. В каждом областном центре появились полицейские управления, а в уездных городах – приставы. Местная аристократия была приравнена к русским сельским поселенцам. На деле это обернулось для нее потерей всех привилегий. Именно после этих реформ Российская империя окончательно утвердилась в Центральной Азии. Закончилось установление на обширной казахской территории российской военно-административной власти.
Обсуждение