Резонансный вопрос регулирования численности сайгаков разделил общество на два лагеря. Одни против радикальных мер, считая, что разрешение на отстрел приведет к массовому истреблению животных. Другие поддерживают инициативу по отстрелу определенного количества степных антилоп, которые из-за постоянных набегов на сельхозугодья угрожают продовольственной безопасности. И те и другие высказались на круглом столе, организованном Минэкологии, сообщает World of NAN.
По официальной информации института зоологии РК, общая численность сайгаков на териттории страны составляет 1 млн 318 тыс особей. Представитель учреждения А.Грачев на встрече привел биологическое обоснование для регулирования численности животных.
Важным фактором необходимости регулирования ученые называют сегодняшнее несоответствие численности сайгаков имеющимся кормовым ресурсам. В свою очередь представители МСХ также признали, что усилилась конкуренция между реликтивными и домашними животными за водопой, пастбища и сенокосы. К тому же рост популяции привел к тому, что животные вытаптывают поля фермеров, нанося колоссальный ущерб не только урожаю бизнесменов, но и сельской экономике в целом. Немаловажен и риск возникновения вспышек болезней среди резко увеличившегося поголовья. Ученые опасаются, что болезни степных животных могут передаться и домашнему скоту.
Учитывая сложившиеся обстоятельства, зоологи предлагают в экспериментальном порядке провести «регулирование численности сайгаков», старательно избегая слово «отстрел». Оптимальным сроком назван период с 15 сентября по 30 ноября. По словам ученых, сайгачата к этому времени уже не так тесно связаны с матерью, заметно подрастут.
В ЗКО, где наибольшая численность – 801 тыс, предлагается изъять 10.0% от численности. Объем изъятия для бетпакдалинской популяции на территории Костанайской и Акмолинской областях рекомендуется в объеме не более 2,5% от уровня численности. При этом действующий запрет на массовый отстрел сайгаков институт зоологии предлагает продлить до 2025 года.
Чтобы не допустить всплеска браконьерства, которого опасаются многие, отстрел должен проводиться специализированной государственной организацией. Туши животных, после санитарно-ветеринарного контроля, предлагается передать на переработку в мясокомбинаты.
Зоозащитники же считают, что популяция не настолько выросла, чтобы искусственно ее регулировать. По их мнению, после разрешения на отстрел произойдет массовая вспышка браконьерства, которая может привести к потере поголовья, наблюдавшегося в 90-е годы.
Экоактивист, основатель фонда по защите сайгаков «Акбокен» С.Дилдахмет говорит, что к решению проблемы нужно подойти комплексно.
«Необходимо сначала довести популяцию до 2-3 миллионов особей, чтобы говорить о регулировании. Сейчас вопрос решается однобоко. Мы можем потерять поголовье. Нужно решить проблемы аграриев и восстановить пути миграции сайгаков», – сказал Сакен Дилдахмет.
Защитники животных уверены, что местные власти в свое время бездумно раздавали сельхозземли, не учитывая миграцию сайгаков. Теперь растущему поголовью негде обитать.
Вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Алия Шалабекова поспешила успокоить активистов и призвала понять положение фермеров, которые несут большие денежные потери из-за потравы полей.
«Нам нужен взвешенный подход. Чтобы сохранить популяцию и в то же время, чтобы сельхозугодья не подвергались потраве. Вопрос регулирования поднимается именно в этом году. Нужно каким-то образом остановить ущерб сельскому хозяйству», – подчеркнула вице-министр, выступая на брифинге.
Об угрозе продовольственной безопасности страны, о нашествии сайгаков рассказали сами фермеры, приехавшие из разных регионов страны.
«Поймите, что страдают не только фермеры, но и население поселков, которые имеют 2-3 коровы, несколько овец на семью. Скоту нечего есть после сайги. А в нашем регионе заниматься нечем, кроме животноводства. Хотите заботиться о сайгаках, а кто позаботиться о людях?», – возмутился фермер из ЗКО Бауыржан Сабанов.
Фермер уверяет, после набегов сайги нет смысла пытаться что-то делать на полях. Животные вытаптывают всходы. Об урожае не может быть и речи.
Аграрий настаивает на срочном регулировании количества сайгаков – либо перемещать, либо разрешить отстрел. А в поддержку фермерам, которые не получают ни копейки за потравы посевов предусмотреть налоговые преференции, субсидии для ограждений в целях защиты пастбищ и угодий. В конце концов можно прибегнуть к помощи инвесторов, готовых вложиться в дело, считает Б.Сабанов.
Роза Мурзина, выступавшая на мероприятии тоже говорит о материальном ущербе от сайги. По ее словам, 6 тысяч гектаров из 12 тыс повреждены. Осенью даже комбайны не пустили на поля, так как все было съедено сайгой.
От имени фермеров Акмолинской области высказался и Валерий Петров. На семи хозяйствах только за прошлый год сайгаки уничтожили 26 тыс гектаров посевов, говорит он. Общий ущерб, который составил 1,5 млрд тенге никто не возместил. Писали письма в МСХ, Минэкологии.
«Гоняем животных с утра до вечера. У меня 3 тыс гектаров не подлежат уборке. По 3-5 мотоциклов на 15 тыс гектаров за 2 месяца «разбиваем». За 2 месяца не подлежит восстановлению автомобиль «Нива» из-за постоянных объездов. Компенсации нет никакой», – сокрушается аграрий.
Что касается помощи от МСХ, как стало известно, ждать компенсации пока не стоит. Как сказал заместитель директора департамента земледелия МСХ РК Мурат Иргибаев, ведомство вопрос страхования «отрабатывало» с Ассоциацией агрострахования.
«На это был получен ответ, что существует очень много рисков из-за потравы сайгаками. Как и высок риск человеческого фактора. Соответственно, очень сложно сделать просчет ущерба – потравы», – отметил представитель МСХ. По его словам, господдержка в вопросе с сайгаками не совсем нужна и сейчас профильным органам приходиться бороться с последствиями, а не причинами.
Общий тон мероприятия навел на мысли, что стрелять по реликтивным животным в Казахстане все-таки будут.
Обсуждение