Вы думаете, что только современные фермеры ломают голову над тем, как повысить урожайность, а также какое удобрение лучше использовать? Многие из нас считают, что крестьянам прошлого достаточно было просто бросить семена в чистом поле, а уже месяц спустя они соберут богатый урожай картофеля или капусты. Спешим вас заверить, что это далеко не так. Перед ними стояли такие же вопросы, как и перед нынешними аграриями, причем им приходилось гораздо сложнее. Это сегодня мы знаем, что, как и почему растёт, а раньше фермеры в большей степени уповали, что называется, на «небесную канцелярию». Пойдет дождь или нет, взойдут всходы пшеницы или всё погибнет. Только так, методом проб и ошибок. Нет, конечно же, крестьяне использовали нечто подобное удобрениям, но эти средства были очень своеобразными. Так, еще 3000 лет назад в Китае, Корее и Японии повышали урожайность полей, используя экскременты животных, а иногда и людей. А в древнем Египте главным поставщиком удобрений был Нил. На протяжении веков фермеры для этой цели применяли мертвую рыбу, устричные раковины, опилки, молотый рог, каменноугольную смолу, перья, морской песок, сено, золу, мел, гипс, семена хлопка. Зачастую все это было бесполезно. Фермеры во всем мире отчаянно нуждались в высококачественных удобрениях.
На помощь пришла химия
Все изменилось в 19 столетии. Позапрошлый век – это время не только промышленной революции, но переломный этап в развитии земледелия. В это время едва ли не параллельно ученые из разных стран установили, что азот вкупе с другими элементами с одной стороны, а плодородие почв с другой – влияют на урожайность. Перед ними встал вопрос – как их соединить для максимального эффекта? И в недрах лабораторий вновь закипела работа. А фермеры тем временем продолжали удобрять поля, чем придётся. Тут на помощь пришла химия. Немецкий ученый Юстус Либих выступил первым поборником её использования в земледелии. В 1840 году увидел свет его труд «Химия в приложении к земледелию». Год спустя в Англии по его инициативе была построена первая суперфосфатная установка. Самым первым запатентованным ученым минеральным удобрением стала смесь фосфатов, едкого калия и фосфорной кислоты. Маховик производства неорганических удобрений начал крутиться. Со второй половины девятнадцатого века для производства удобрений – суперфосфата и сульфата аммония – начали строить заводы. При этом калий и фосфор промышленники добывали без труда – в почве этих элементов содержится предостаточно, а вот с азотом возникли трудности. Если сельхозкультуры не снабжаются азотом в нужном количестве, то неизменно снижается их урожайность. Следовательно, прокормить стремительно растущее население на стыке веков и в середине 20 столетия едва ли было возможно.
Помощь пришла из Южной Америки. В Чили благодаря тому, что в регионе практически отсутствуют осадки, сложились особые условия для разложения органических веществ. Постарались и пернатые. Из-за того, что здесь на протяжении тысячи лет копился птичий помет – гуано, в предгорьях Кордильер появились богатые залежи селитры. Эти природные богатства залегали вдоль океанской полосы длиной 200 км, ширина ее составляла три километра, толщина – три метра. Закономерно, что Чили становится ведущим поставщиком селитры на мировом рынке. И с каждым годом объемы ее добычи только росли. Если в конце XIX века добывали около тысячи тонн в год, то уже в начале ХХ века – порядка миллиона тонн. В этих условиях ученые задумались над тем, каким образом азотные соединения можно получить в лаборатории химическим путем. В 1909 году немецкий химик Фриц Габер разработал метод связывания азота, то есть азот сначала превращали в аммиак, а после из него производили нитраты и иные азотистые соединения. Так началось повсеместное производство химических удобрений. Спрос на них начал расти стремительными темпами. Мировое потребление с начала двадцатого века удваивается каждые десять лет.
Сегодня почти 50% общей прибавки урожая достигается именно за счёт удобрений, причем неважно, минеральные они или органические. Со временем искусственный рацион растений стал содержать не один нужный минерал, а множество элементов. При этом их внесение становится все более продуманным. Можно быть уверенными, что уже в самое ближайшее время их применение станет куда эффективным и экономичным, причем без последствий для природы.
Обсуждение