Меню
20 январь 2022
5 мин
7970
Автор: Айнур Кулашева

Коневодство в Казахстане: перспективы развития и сегодняшние реалии

Коневодство в Казахстане: перспективы развития и сегодняшние реалии

Правда ли, что коневодство почти не поддерживается государством, но у самих фермеров, занимающихся разведением лошадей, денег куры не клюют? Если кто-то и знает ответы на эти вопросы, то это, пожалуй, Президент Союза коневодов, Отличник Сельского хозяйства РК, почетный профессорРК и РФ, автор огромного количества научной литературы по коневодству, Мурат Нурушев. Именно с ним журналист World of NAN побеседовал о сегодняшнем положении дел в отрасли коневодства.

Мурат Жусыпбекович, как вы оцениваете нынешнее состояние коневодства Казахстана?

Я бы сказал, что в отрасли отмечаются позитивные сдвиги. Как человек, посвятивший этому делу 40 лет, объясню на цифрах. На начало 2020 года в лидерах по поголовью лошадей в мире были США – 10,7 млн голов. Следом шли Мексика, Бразилия. Уступал Казахстан Монголии, Китаю, в котором 3 млн 671 тыс голов. Однако уже в этом, 2021 году в Казахстане поголовье лошадей достигло 3 млн 118,2 тыс голов против 2 млн 852,2 тыс голов в 2020 году. Таким образом, рост за год составил 9,3%. Среди регионов в лидерах по поголовью ВКО – 426,3 тыс голов. Она же на первом месте по объему производства – 25,6 тыс тонн конины. Всего за 2020 год в Казахстане получено 873,6 тысжеребят. Средний выход молодняка составил 65 голов на 100 маток. Это все показатели того, что наши фермеры, за последние 20 лет достигли позитивных успехов в развитии коневодства. Хотя есть и необоснованные потери от засушливого «джутового» лета этого года. 

Сейчас наблюдается большой интерес к коневодству. Чем, по-вашему, он обусловлен? 

Интерес к табунному коневодству объясняется тем, что этот вид скотоводства не требует особых затрат и начального капитала, при условии наличиябольшого количества пастбищ. Это обеспечивает самую низкую себестоимость продукции. 

На первый взгляд складывается впечатление, что в отрасли нет больших проблем, разве что с пастбищами. А что сейчас действительно сдерживает развитие коневодства, если есть такие факторы?

Проблемы не обошли стороной и нашу отрасль. К примеру, в настоящее время база племенного коневодства республики представлена 118 сельскохозяйственными формированиями, в том числе 18 конными заводами и около 100 племенными репродукторами, занимающимися разведением 14 пород лошадей отечественной и зарубежной селекции. Однако при этом, к огромному сожалению, в республике нет единого центра, координирующего работу коневодства. В МСХ не предусмотрен штат работников, занимающихся этой отраслью животноводства. В вузах страны отсутствуют факультеты по подготовке специалистов-коневодов, хотя раньшетакая специализация имелась. Все эти факторы ставят под угрозу сохранность уникальных казахстанских пород, созданных многолетним кропотливым трудом нескольких поколений коневодов. Именно поэтому мы поставили одной из приоритетных задач Союза коневодов устранениеугрозы над уникальными отечественными породами лошадей и на системной основе координировать коневодство и конный спорт. Еще одна боль казахстанских коневодов – отсутствиегосударственных племенных книг по всем породам, кроме костанайской. Владельцы лошадей для подтверждения происхождения и выхода на международную арену вынуждены за немалые деньги обращаться в Чехию и Россию (Всероссийский научно-исследовательский институт коневодства). В связи с этим мы пока безуспешно пытаемся решить вопрос открытия в нашей республике сертификационного центра племенных лошадей.

Мурат Жусыпбекович, что еще волнует вас, как человека, посвятившего 40 лет изучению коневодства?

К концу девяностых годов подавляющее большинство всего поголовья лошадей – более 80% было сосредоточено на частных подворьях. Там, где в домашнем хозяйстве находится всего три, пять или одна голова, племенная работа невозможна. Поэтому научные разработки, селекционно-генеалогические схемы практически исчезли. Сегодня специалисты бьют тревогу по этому поводу, предлагая правительству и местным акиматам организовать хоть какие-то племенные работы в области традиционных пород. Однако сами хозяева не понимают проблемы. Между тем качество генофонда падает. Печально, но ни в одном аграрном вузе страны, не говоря о колледжах, не обучают специальности «Коневодство». Большая проблема с литературой по отрасли. Моих коллег и лично моих книг достаточно. Но все они изданы самими авторами незначительным тиражом. За исключением КазНАУ ни один аграрный вуз не закупил и не использует эти учебные пособия, ввиду отсутствия интереса и компетенции по данной отрасли. Хотелось бы, чтобы научные работы дошли до фермеров, ведь изучение ими основ табунного коневодства существенно сказалось бы на качестве производящего состава, сократился бы падеж скота из-за отсутствия необходимых знаний. Это уже вопрос к профильным ведомствам.

Достаточно ли субсидируется отрасль коневодства в стране?

Ныне поддерживается субсидиями только разведение животных племенного производящего состава, в основном это племенные жеребцы-производители. А это самая мизерная часть от общего поголовья лошадей. В стоимостном выражении сумма субсидий для развития коневодства в десятки раз меньше, чем это предусмотрено в области свиноводства, птицеводства и крупного рогатого скота. Так не должно быть. По итогам нашего анализа, фермеры при разведении лошадей сталкиваются со многими проблемами, в решении которых они остаются без поддержки государства, это – дороговизна кормов, добавок, витаминов. Существенные финансовые вложения требуют электроэнергия, транспортировка, ГСМ, охрана животных. У кого-то недостаточно пастбищ, участков для посева кормовых. Отсутствуют квалифицированные специалисты – зоотехники, ветеринары. Все эти вопросы требуют системного решения. К сожалению, коневодство обделено помощьюгосударства, тогда как многих коневодов отличает чувство патриотизма в развитии традиционной отрасли, самосознание необходимости продолжить казахские традиции, обряды, национальные конноспортивные игры.

В каком направлении по-вашему следует работать коневодам, чтобы построить прибыльный бизнес?

Сейчас особенно прибыльно молочное коневодство. Можно выделить как минимум три направления, в котором оно может развиваться. Это приготовление кумыса, применение его как заменителя женского молока и использование его в парфюмерной промышленности для производства кремов, мазей, тонизирующих средств, омолаживающих сывороток, пользующихся сегодня большим спросом в Европе и Америке.Особенность конины и кумыса заключается в эффекте омоложения – полиненасыщенные жирные кислоты, содержащиеся продуктах при поступлении в желудочно-кишечный трактсвязывают и выводят шлаки, вредные дляорганизма химические соединения. Про доходность мясного коневодства всем известно.  За последние 10 лет средние цены на мясо выросли более, чем в 2 раза и достигли отметки 2500-2800 тенге за кг в этом году. Один литр кумыса в розницу стоил 1000-1200 тенге. Рассматривая динамику цен, можно сказать, что повышение цен на конину и кумыс наблюдается из года в год, как и на самих лошадей. Все это способствует стабильной положительной динамике в развитии отрасли и на доходности фермеров.

О каких селекционных достижениях наших коневодов вы можете рассказать? Не думаю, что о них известно широкому кругу.

На самом деле гордиться есть чем. В Казахстане выведены три новые породы лошадей. Это кустанайская верхово-упряжная (1951) и две мясомолочные – кушумская (1976) и мугалжарская(1999). В самом начале селекционеры ставили цель вывести новые породы, которые бы обладали такой же неприхотливостью, крепким здоровьем и приспособляемостью к любым климатическим условиям, как казахская лошадь типа жабе, но при этом имели большую массу тела. Так и появились вышеупомянутые породы. К тому же время показало, что местные породы устойчивы комногим заболеваниям, наносящим большой урон лошадям заводских пород, завозимых в Казахстан.Поэтому мы не устаем повторять, что для совершенствования племенных и продуктивных качеств лошадей местных пород табунного содержания необходимо интенсивно использоватьгенетический потенциал высокопродуктивных жеребцов казахских пород жабе, мугалжарская и кушумская.

Насколько широк экспортный потенциал страны в этой отрасли? И нужны ли нам экспортные рынки вообще?

Экспортный потенциал коневодства получает небывалое развитие. Безусловно надо егонаращивать. Потенциальный объем экспорта мяса лошадей страны может составить более 3,5-4,0 тысяч тонн в год. При этом обеспеченность внутренних потребностей по конине составляет 100%, поэтому у наших фермеров есть все возможности удовлетворить экспортный спрос, даже такого большого рынка как Китай. Сейчас жители многих стран и континентов осознали пользу конины, кумыса, кремов и мазей из молока кобыл для организма. Их огромное значение в плане долголетия. И такие страны, как Япония, Сингапур, КНР готовы выложить большие суммы для приобретения нашего экологически чистого продукта. И мы должны воспользоваться этим, пополняя валютный капитал страны с экспорта товаров с высокой прибавочной стоимостью.

Какие задачи на сегодняшний день ставит перед собой Союз коневодов?

Нами составлен Перспективный план развития отрасли коневодства до 2050 года, где Казахстан должен достигнуть уровня разведения 10,750 млн голов лошадей и выйти на первое место, опередив США и Мексику. Разработаны конкретный план действий. У нас есть все возможности для увеличения поголовья в 3,5-4 раза, при этом не снижая, а увеличивая производство конины, кумыса и их экспорта в зарубежные страны. В реализации этого Плана развития большие надежды мы возлагаем на НПП «Атамекен». Там отлично понимают необходимость продолжения национального дела наших предков. Уже сданы на рассмотрение документы для вступления в Национальную Палату с правом голоса, ждем результата. Если Союз коневодов поддержит МСХ и «Атамекен», мы готовы развивать отрасль.

Обсуждение

0 моментарии