Меню
09 сентябрь 2021
3 мин
3019
Автор: Ерлан Токабаев

Айдарбек Ходжаназаров прокомментировал пункты АПК в Послании Президента

Айдарбек Ходжаназаров прокомментировал пункты АПК в Послании Президента

Генеральный директор крупнейшего в Казахстане агропромышленного холдинга Казахстана «Олжа Агро» Айдарбек Ходжаназаров поделился с журналистом World of NAN своими мыслями касательно развития АПК в свете Послания Президента страны.

– Айдарбек Асанович, по Вашему мнению, создание сети оптово-распределительных центров решит проблему удорожания продуктов?

– Сегодня думают, что ОРЦ – это панацея для фермера и городского жителя, где первый может продать товар, а второй приобрести за более низкую цену. Но кто вам сказал, что фермер сам лично хочет учувствовать в продаже? Его сила в фермерстве, а не в стоянии за прилавком. Если существует посредник в торговле, то на это есть рыночные причины. Значит, этот посредник как-то финансирует фермера во время уборочной или посевной кампании. В большинстве случаев фермер не в состоянии профинансировать себя. А посредник дает ему ГСМ или химию, и аграрии с ним рассчитываются, реализуя продукты. Посредник исполняет роль, которую не хочет брать на себя фермер, покупатель и супермаркет. Поэтому если рынок так распорядился и сформировался, это надо уважать. При этом искусственное создание ОРЦ ни к чему хорошему не приведет. Когда соберётся удельная масса фермеров, которые хотят поставлять товары лично, тогда на рынке сформируются площадки. Но сейчас фермеру не до продаж, у него нет времени этим заниматься. Я не берусь говорить за всех. Сегодня имеются отдельные фермеры, имеющие всю цепочку от производства до продажи. Но это единицы. Возможно, государство занимает проактивную позицию по созданию ОРЦ. Они надеются, создавая эти площадки, повлиять на направление рынка. Но я считаю, ожидать от этого существенного удешевления товаров точно не стоит.

– Должно ли государство вмешиваться в вопрос ценообразования продуктов АПК?

Вначале надо задать вопрос, почему мы хотим регулировать цены? Потому что есть незащищенные слои населения, которые не в состоянии приобрести необходимые продукты питания. Так давайте работать с ними. Но нет! Нам надо просто сельхозпроизводителей по голове ударить, и сказать: не поднимай свои цены. А каким образом регулировать цены на сельхозпродукты, тогда как, к примеру, затраты на удобрения выросли в три раза, стоимость сельхозхимии также выросла втрое, и с каждой девальвацией растёт ещё больше? Был введён утильсбор на приобретение сельхозтехники, в 20%. Помимо сего мы говорим об увеличении минимальных окладов, соответственно – повышаются заработные платы, что также приводит к увеличению себестоимости конечного продукта. Мы должны работать с первопричиной. Если у казахстанцев недостаточно средств на приобретение продуктов, значит причина кроется в низких заработных платах. Почему у нас мало платят? Потому что, условно говоря, в Казахстане труд низко оплачивается. Но вот давайте работать с причинами, почему мы работаем со следствием? Государство не должно регулировать цены на продукты, потому что оно не знает мою себестоимость и обязательства перед теми же акционерами, которым я должен выплачивать. Вообще инициатива регулирования цен приносит долгосрочный негативный эффект, отражающийся на всей экономике. Какой инвестор захочет пойти в этот сектор? Кто захочет сельским хозяйством заниматься? Именно поэтому сегодня идет отток инвестиций из АПК. Ведь такой подход от государства полностью подрывает конкуренцию.

– Что Вы думаете по поводу законопроекта «О личных подсобных хозяйствах»?

– Поддержка ЛПХ – это отлично, но серьезного толчка для экономики это не даст. Я не думаю, что сельские жители сформируют необходимый объем для экспорта. А если и смогут, тогда как проконтролировать ветеринарию? Как государство сможет проконтролировать забой, технологичность этого личного подворья? Что такое ЛПХ? Это просто двор, где нет возможности заготавливать корма должным образом и следить за здоровьем скота. Мы должны понимать, что фермерские хозяйства всегда будут давать товар качественнее, поэтому делать ставку на ЛПХ как на фундамент нашей экономики не стоит.

– К. Токаев говорил о реформировании системы ветеринарии. Что, по Вашему мнению, действительно нужно поменять?

– Я в ветеринарии не эксперт. Однако думаю, этот сектор надо передать в частные руки, или нужно начать привлекать иностранные компании. Так, чтобы фермер мог платить за услуги частной фирме, и они несли юридическую и финансовую ответственность за осуществление тех или иных манипуляций. Стоит задуматься о ветеринарии с такой стороны.

– Президент требовал пересмотреть и стабилизировать механизмы субсидирования. Действительно ли здесь нужны перемены?

– В системе субсидирования не все так плохо. О чем действительно стоит задуматься, так об источниках финансирования для фермеров. Сегодня у аграриев нет источников для получения оборотных средств и инвестиционных затрат. Допустим, ты себе хочешь купить хозяйство, но банк тебе не даст на это деньги, поскольку ему нужны гарантии или залог. Также стоит задуматься о районной специализации. Нам нужно побуждать людей к видам деятельности, которые подходят под их условия и являются выгодными для государства и экспорта. Есть много экономически целесообразных культур, которые принесут больше денег. Мы должны максимально целесообразно использовать каждый клочок земли и раскрыть его потенциал. Думаю, районная специализация даст правильный импульс, и тогда государство сможет более продуманно распределять субсидии.

Глава страны подчеркнул важность повышения эффективности использования пастбищ. Как этого можно достичь?

– У нас с каждым годом увеличивается коэффициент необходимости пастбищ по гектарам на голову. Если раньше трех гектаров на одну голову было достаточно, то сейчас необходимо семь. Пастбища используются стихийно, они сильно изношены и не выдерживают имеющейся нагрузки. Однако вместо того, чтобы улучшить качество пастбищ, мы хотим расширить их количество. Мне кажется: чтобы объем кормовой базы был больше, нужно повысить качество пастбищ. Это лучше бесплодных обещаний найти новые участки. А как это сделать? Для этого нужно выделить отдельное направление по субсидированию на подсев пастбищ, либо государство должно взять на себя эту задачу. Когда мы улучшим качество пастбищ, то необходимость в таком большом их количестве отпадет.

– Как Вы считаете, понимает ли Правительство потребности фермеров сегодня?

– Касательно АПК в Послании все говорится слишком широкими фразами. Может быть, это сделано специально, чтобы в дальнейшем вносить дополнения и уточнения. Сегодня в правительстве нет понимания сельскохозяйственного рынка. К примеру, отмена вывоза подсолнечника. Вначале я думал, что запретом хотят поддержать отечественных производителей масла. Так нет: запрет затронул также и готовую продукцию. Так еще они его ввели с первого сентября. У нас в сентябре подсолнечника нет, его уборка начинается в первой половине октября. Какой смысл его запрещать, если нет представления об урожайности и объемах, которые придут в экономику? Это показывает оторванность государства от реалий, от земли.

Обсуждение

0 моментарии