Меню
17 август 2020
3 мин
2247
Автор: Евгений Федотов

Выращивание зелени в подвалах и помещениях КСК – интервью с экспертом КазНАУ о будущем вертикальных ферм в РК

Выращивание зелени в подвалах и помещениях КСК – интервью с экспертом КазНАУ о будущем вертикальных ферм в РК

В последнее время нас заинтересовало такое направление сельского хозяйства, как вертикальные фермы. Ранее мы уже писали о том, что эта технология еще далека от финального вида: не решены вопросы высоких затрат и низкой рентабельности, не выработаны единые подходы к созданию и управлению такими фермами, не до конца понятно их место в работающей сегодня системе поставок продовольствия. 

Чтобы подробнее рассмотреть эту тему через призму казахстанской действительности, мы записали интервью с заместителем директора агротехнического хаба Казахского национального аграрного университета Сериком Джантасовым.

Как в Казахстане развиваются вертикальные фермы, есть ли уже какие-нибудь образцы?

– В Казахстане это направление только развивается, в данном сегменте у нас полный пробел. Конечно, у некоторых бизнесменов есть желание попробовать себя в этом. Они выходили на меня, узнавали, где купить соответствующее оборудование, выходили на западных поставщиков, но получалось очень дорого. Поэтому они ждут местных производителей, которые могли бы собрать что-то подобное. Пока же действующих установок, имеющих коммерческую основу, мы не видели. В настоящее время речь идет только об экспериментальных образцах.

Казахский национальный аграрный университет тоже пытается двигаться в этом направлении, искать людей, создавать наработки. Мы сейчас собираем несколько установок, но в достаточно упрощенном варианте. Здесь нужно определиться с понятием, что такое вертикальная ферма? В моем понимании, это полностью замкнутая система, автоматизированная и контролируемая, где человек только заряжает расходники и собирает урожай.

Какую продукцию могут сегодня производить вертикальные фермы?

– Основным направлением производства вертикальных ферм сегодня можно считать листовую зелень. В зарубежных аналогах, как правило, используется «подтопление», когда устанавливаются специальные столы с питательным раствором. Второй тип – нанесение питательных элементов с водой на листья. Это больше похоже на аэропонику. В первом случае питание идет снизу – с корневой системы, а во втором случае фактически происходит дождевание, то есть полив на листья.

Оба формата достаточно сложные, потому что сюда добавляются системы вентиляции и освещения, а также многочисленные датчики. Свести все это в одну систему очень сложно, потому что чем выше находится производственный уровень, тем труднее его обрабатывать. Высота может доходить до 9 метров. Каждые 45-50 сантиметров – это один слой, где идет рост. В средней вертикальной ферме порядка 18-20 таких ростовых зон. Нижние уровни в такой системе хорошо проветриваются и освещаются, а при подъеме выше уже поднимается температура, меняется влажность. Поэтому такие системы стараются располагать в подвальных помещениях или больших ангарах, где микроклимат легче контролировать. Например, стартап из США успешно реализовал такой проект в ангарном помещении, а в Сингапуре и Гонконге вертикальные фермы создают в тепличных условиях.

Позволяют ли условия в Казахстане заниматься развитием вертикальных ферм?

– Что касается нашей страны, бизнесмены в Алматы хотели попробовать создать такую систему на небольшой площади. Если такое дело пойдет, впоследствии можно расширяться. У нас достаточно много подходящих помещений для этого: дворовые постройки, КСК, подвальные помещения. Все это можно приспособить. В условиях пандемии снова возник вопрос обеспечения городского населения продовольствием. Весной были блок-посты, логистика усложнялась, а здесь в шаговой доступности может расти витаминизированная продукция. Некоторые жильцы условного многоквартирного дома могли бы быть заняты в производстве. Плюсов достаточно много. Если протестировать такие установки, можно предлагать их в широком ассортименте для домашнего выращивания и мини-бизнеса.

Есть единственный еще недоработанный момент: очень сложно выращивать на таких установках другие культуры. То есть речь идет про томаты, перцы и огурцы, которые традиционно пользуются спросом. Листовая продукция, напротив, очень хорошо растет, потому что имеет короткий срок вегетации – порядка 35-40 дней, после которого уже можно собирать урожай. Вся сложность заключается в том, что нелегко поддерживать микроклимат длительный срок. Растения, которые долго растут, те же томаты и огурцы, требуют ежедневного ручного труда: подвязки, удаления каких-то листков, прищипывания и так далее. Получается, что туда постоянно кто-то должен залезать, работать на такой высоте каждый день по нескольку часов.

В США реализовали относительно автоматизированную систему, где верхние грядки при необходимости опускаются вниз. В других странах есть примеры специальных подставок, с помощью которых человек поднимается наверх. Но такие инженерные решения требуют определенных ресурсов. Мы хотим сделать невысокий, компактный прототип, где будет несколько полок, чтобы растения были в зоне доступа. Их можно оснастить системой циркуляции питательного раствора и лампами. Сейчас мы пытаемся собрать это все в теплице, но потом будем тестировать и в закрытых помещениях.

Насколько рентабельными могут быть вертикальные фермы, если рассмотреть существующие мировые образцы?

– Зарубежные аналоги стоят очень дорого. Речь идет о десятках миллионов долларов, если переводить это все на гектар. Если брать небольшие площади, то это менее эффективно, потому что затраты очень большие, а объем производства низкий. Окупается это долго. При большой площади увеличится и урожайность, соответственно, сократится срок окупаемости. Но здесь возникает другой вопрос – куда девать тоннаж, который производится?

Конечно, если бы, таким образом, производилось мясо, то вопросов со сбытом не возникало бы. Салатный лист или укроп в огромных количествах будет просто пропадать, потому что люди у нас не привыкли потреблять много зелени. В Европе и Азии дела обстоят иначе. Люди там потребляют достаточно большой объем пророщенной продукции. В Японии, например, подобную микрозелень продают через специальные автоматы, которые располагаются в шаговой доступности.

У нас для этого должна меняться гастрономическая культура, чтобы люди переходили на потребление полезной продукции. В этом плане перспективным направлением могло бы стать производство витаминных коктейлей, муссов и витаминизированных салатов, куда как раз и уходила бы выращенная зелень.  

Как, на ваш взгляд, можно снизить затраты на содержание вертикальных ферм? В частности, по электроэнергии, которая составляет основную часть расходов.

– Да, если взять обычные теплицы, там висят лампы, которые разом покрывают всю производственную площадь. В вертикальной же ферме может быть по 18-20 рядов, которые требуют раздельной вентиляции и освещения. Это может быть очень энергозатратно, поэтому здесь могут пригодиться альтернативные источники энергии. Также местные исполнительные органы могут предоставлять субсидии на электричество и отопление тем компаниям, которые занимаются такими новыми технологиями.

Снизить стоимость создания и содержания вертикальных ферм может и появление местных компаний, которые будут поставлять соответствующие компоненты, например, лампы специального светового спектра. В целом это направление может производить мультипликативный эффект, как на стадии создания агрегатов, так и при формировании производственных цепочек на выходе продукции.

Обсуждение

0 моментарии