Одной из наиболее выдающихся личностей целинной эпопеи можно смело назвать Сидорову Веру Васильевну. Когда-то имя ее гремело на весь СССР. Она – Герой Социалистического Труда, кавалер двух орденов Ленина и трех Трудового Красного Знамени, депутат Верховного Совета, заместитель председателя Президиума Верховного Совета Казахской ССР, член ЦК Компартии Казахстана.
Родилась Вера Васильевна 15 августа 1934 года в крестьянской семье в селе Верхняя Тишанка Таловского района Воронежской области. Ее отец был признан кулаком и сослан на Дальний Восток.
Воспитывалась бабушкой. В 1941 году поступила в начальную школу родного села, но из-за войны прервала учебу. В 1953 году получила среднее образование и в тот же год поступила в Казанский сельскохозяйственный институт, который окончила в 1958 году.
Весной 1958 года отправилась по комсомольской путевке на целину в Казахскую ССР. Была назначена агрономом первого отделения совхоза «Джамбульский» Костанайской области. Активно участвовала в комсомольской деятельности.
Во время поездки в США (в штат Оклахома) в составе делегации Комитета советских женщин познакомилась с норвежской журналисткой Эвой Эриксон, которая внесла ее в книгу о выдающихся женщинах планеты, выпущенную под эгидой ООН.
Мы записали с Верой Васильевной большое интервью, в котором она подробно рассказала о своем славном трудовом пути и жизни на ранней целине.
Вера Васильевна рассказала, что отправили ее на целину 5 мая 1958 года – в нынешнюю Костанайскую область. Было в их отряде семь человек. А уже 7 мая она вышла на работу. Доверили молодой девушке целых две тракторных бригады и 10 тысяч гектаров земли.
Жила она в обычном вагончике вместе с механизаторами из Украины и Беларуси, все были после окончания училища. Говорит, что в первые годы приходилось трудно – воды нет, питались килькой и хлебом.
«Бегала от агрегата к агрегату, смотрела глубину, чистоту всего материала, короче говоря, все агротехнические требования. У меня были всего одни кеды. Чтобы их сохранить, бегала босиком. А увижу – начальство едет, я обуваюсь. Сейчас такое трудно даже представить», – вспоминает Вера Васильевна.
Затем кончилась посевная, началось сенокошение. А местные ребята, по ее словам, очень плохо себя вели: семечки лузгали, плевались, ругались.
«Но я их привела в порядок. Будучи человеком прямым и откровенным, я пошла в контору, побыла там пару дней, выбрала все их производственные показатели за год, выяснила, кто как работает. Я этот плакат большой вывесила, и все, притихли споры, стали люди лучше работать. Просто надо было найти ключик – причину, которая будоражит их», – говорит Вера Васильевна.
Затем она организовала 12 спортивных секций, что было нетрудно, учитывая, что Вера Васильевна сама имела первый разряд по лыжам (была чемпионкой института) и второй разряд по стрельбе. Также она занималась баскетболом, волейболом, легкой атлетикой, художественной самодеятельностью и художественным чтением.
«За свои деньги купила несколько пар лыж, настольный теннис. Привезла, стали соревноваться. Потом директор совхоза меня пригласил и говорит: «Я вас благодарю, такой порядок стал». А тогда за молодыми специалистами очень следил районный комитет партии. Все мы «на карандашике» были – кто как работает. Вот меня и заметили, пригласили в райком комсомола. Я сначала категорически отказалась, но за мной приехал инструктор, посадил в машину, привез в райком, и без моего заявления приняли меня кандидатом в партию, отправили на комсомольскую работу», – вспоминает Вера Васильевна.
Но поработала она недолго – всего неделю. Говорит, стало скучно, потянуло обратно в совхоз. Однако партийные дельцы так просто не отставали – снова за Верой Васильевной приехали из центра, избрали уже первым секретарем райкома комсомола.
За этим последовали назначения вторым обкомом комсомола и первым секретарем обкома комсомола.
«Мне в райкоме комсомола сказали: «Наведи порядок в 12 совхозах района, как ты это сделала за год в совхозе, где работала». Они подразумевали секции, собрания, спектакли и прочее. Я взялась за эту работу, стала ездить по совхозам. В меня поверили директора совхозов, а это – самое главное. За мной приезжали, чтобы я могла и культуру земледелия рассказать, и дисциплину подтянуть, и чувство долга затронуть, и соревнования провести. Меня очень хорошо воспринимали», – говорит Вера Васильевна.
При этом она отметила, что не всегда работа шла спокойно, ведь на целину приезжали не только комсомольцы-активисты, но и условно осужденные люди – нужна была рабочая сила.
А ЦК комсомола союза требовал, чтобы вся молодежь, которая приехала, была поставлена на учет.
«Приехал как-то поезд из Крыма. Половина из прибывших людей с судимостью. Я инструктору говорю: «Аннушка, поезжай за 60 км, поставь всех на учет». Она приехала к ним, ее там оскорбили, вернулась со слезами на глазах. Я мужчину послала, второго секретаря. Он приехал, докладывает, что не смог с ними договориться. Я сама на мотоцикл, поехала к ним. Подъезжаю, захожу в центр, вижу, бутылка самогонки на столе, а «главарь» рядом сидит. Он был весь в татуировках. Мне предложили сесть, я села. Потом говорят: «Пока с нами не выпьешь, разговаривать не будем». Я не стушевалась, выпила, хотя веса во мне было всего 50 килограммов. А потом стала рассказывать, зачем приехала. В конце дала им поручение сделать список и ушла. Подошла к мотоциклу, вижу, шины проколоты, фары скручены. Я вернулась, положила перед ними ключи. Сказала, заклеите, прикрутите, списки приготовите и привезете в назначенное место», – вспоминает Вера Васильевна.
Настойчивость и прямота молодой девушки сыграли свою роль: мотоцикл был приведен в порядок и привезен в назначенное место вместе со списками.
Между тем работа на целине била ключом, приезжали новые люди, за всеми нужно было присматривать, следить, чтобы в совхозах был порядок. Затем Веру Васильевну избрали секретарем райкома партии – это как аким сейчас.
«И район был, где я 10 лет проработала. Мне было тогда 32 года, когда меня избрали первым секретарем. А директора совхозов были участниками войны 1912-1917 годов рождения. Кто я им? Я им внучка. Они готовились быть первыми, что их изберут. А взяли какую-то девчонку. Естественно, было сопротивление с их стороны, но я не обращала на это внимания, свое дело делала и ни в какие споры не лезла», – говорит Вера Васильевна.
По ее словам, в работе ей очень помогало какое-никакое образование, потому что нужно было разбираться с проектно-сметной документацией и другими рабочими материалами. Чего зачастую не могли руководители местных совхозов.
«Но они держали свои совхозы в полном порядке, крепко. Верили друг другу и всегда помогали. Как раз они дали мне «очки», через которые нужно просматривать людей. Я за это очень благодарна. Время же меняет и характер, и подходы, и стиль работы. Но в качестве руководителя нельзя всегда кулаком по столу стучать, заставлять всех стоять по стойке смирно. Нужно, наоборот, быть с людьми, в гуще событий. Когда через 10 лет я уезжала, меня вызвали также первым секретарем в более крупный Костанайский район, они меня тепло провожали: цветы приносили, плакали. Вы представляете, какой это был эмоциональный взрыв? Во мне зародился новый подъем, желание служить государству и этим людям», – вспоминает Вера Васильевна.
В новом районе (близ Костаная) у Веры Васильевны под руководством было уже 26 совхозов, причем руководили ими в основном бывшие высокопоставленные должностные лица райисполкомов и других структур партии. Поэтому молодую женщину сразу предупредили – их не трогать!
«Ну, думаю, если я с крепкими хозяйственниками справилась, то и к этим найду подход. Я их собрала и сказала: «Я знакома с анкетными данными директоров, которые здесь присутствуют. У каждого из вас есть областной опекун. Меня предупредили, что некоторым нельзя замечаний делать, другим – планы нельзя увеличивать. Но все вы для меня одинаковые, как и я для вас. Буду судить по тому, кто как работает. Я ни перед кем клятву не давала. Работайте хорошо во имя государства, раз поставлены на эти посты». И люди потянулись ко мне, стали хорошо работать. В 1976 году был великолепный хлеб, мы собрали рекордный урожай», – говорит Вера Васильевна.
По ее словам, тогда же в район приехал Динмухамед Кунаев, с которым у нее сложились хорошие рабочие отношения.
«Он обнял пшеницу и мне говорит: «Сколько хлеба сдадите?». Я говорю: «25 млн пудов». Дальше он: «Если эта цифра состоится, звезда героя будет ваша». А я ему отвечаю: «Я вас благодарю за добрые слова, но лучше позвольте вне плана построить в районном центре дом культуры. Огромный райцентр, рядом с городом, а дом культуры в какой-то хибаре». Кунаев тут же сказал помощнику: «Запиши, будет хлеб, будет и дом культуры, и будет на вашей груди звезда Героя Социалистического Труда». Затем он уехал», – продолжила Вера Васильевна.
А уже в декабре 1976 года домой к Вере Васильевне пришел корреспондент «Казахстанской правды», чтобы записать интервью по поводу присвоения высокого звания. Потому что ни один другой район, как в Казахстане, так и в России, такого количества хлеба в то время не сдавал.
Далее, вспоминает Вера Васильевна, Динмухамед Кунаев попросил ее приехать в ныне Западно-Казахстанскую область на должность второго секретаря обкома, сегодня это первый заместитель акима. А вторых секретарей из числа женщин по СССР тогда еще не было.
«Я знала, какая это ответственность», – отмечает Вера Васильевна.
Говорит, старалась никогда не изменять своим принципам, а работу с людьми выстраивала так, как это делала всегда – открыто и честно.
Также Вера Васильевна 15 лет состояла в Комитете советских женщин.
«Я была направлена сначала в Америку, а потом в Японию для пропаганды образа советских женщин. Пришлось мне тогда мало спать, много читать и ездить, много с людьми встречаться. Принимали нас везде хорошо», – вспоминает Вера Васильевна.
Без сомнений, Вера Васильевна вписала свое имя в историю не только освоения целины, но и развития Казахстана. Пример ее жизни учит нас тому, что к любой работе нужно относиться добросовестно и с душой, тогда и карьерный рост не заставит себя долго ждать, да и уважение коллег, друзей и других окружающих людей будет приятным дополнением.
Обсуждение