27 март 2020
3 мин
1805
Автор: Касым Ахат

Искусство и целина

Искусство и целина

Свою определяющую роль в проведении грандиозной государственной программы по освоению целинных и залежных земель сыграло и искусство. Целина стала поистине всенародной темой в кино, музыке, изобразительном искусстве, литературе. И сегодня речь пойдет именно о киноработах. Ведь, одними из первых на события целинной эпопеи откликнулись кинематографисты. Но, несмотря на всю эпохальность происходящего, к сожалению, киноработ было сделано не так много, как хотелось бы. За 12 лет свет увидели всего 4 фильма. В 1979 году на экраны страны вышла 4-серийная лента «Вкус хлеба», в которой по-новому переосмыслили трудовой подвиг советского народа. Уже на следующий год, после начала кампании, на широкий экран вышла героико-романтическая драма «Первый эшелон», снятая на киностудии «Мосфильм». Режиссером-постановщиком стал всемирно признанный кинорежиссёр Михаил Калатозов. Картину сняли по сценарию вполне одиозного драматурга Николая Погодина. В «Первом эшелоне» сыграли как признанные мэтры киноэкрана, среди которых Всеволод Санаев, так и молодые звезды советского кино – Олег Ефремов, Татьяна Доронина, Изольда Извицкая и другие.

Фото: sobesednik.ru

Героями фильма «Первый эшелон» стали первоцелинники, молодые комсомольцы, откликнувшиеся на призыв партии и государства. Городские жители приехали в отдаленный казахский аул осваивать целину. На фоне грандиозных событий разворачиваются непростые взаимоотношения молодых людей. Юноши и девушки, которые привыкли жить в комфортных городских условиях, в одночасье оказываются в непростых условиях. Именно им предстоит строить новую жизнь в голой степи, налаживать все блага цивилизации. Ребята ехали сюда полные надежд, уверенные, что они творят историю, но очень скоро о грёзах придётся забыть. Вместо этого им приходится сутки напролет работать в тяжелых условиях, буквально по колено в грязи. И те знания, которые они получили дома, в казахской степи им не помогают, о них приходится забыть, но о чувствах, охватывающих молодых людей, забыть невозможно. Непосредственная, всепоглощающая юношеская любовь вспыхнула в сложных жизненных условиях. Именно это и подтверждает история секретаря обкома Каштанова и чувственной трактористки Анны Залогиной.

Фото: kinopoisk.ru

Год спустя, в 1956 году, зрители увидели второю картину о целине и целинниках. Работа Льва Кулиджанова и Якова Сегеля называлась «Это начиналось так». Как и в предыдущем фильме, его героями становятся комсомольцы-энтузиасты. Вчерашние московские молодые активисты прибывают в далёкий Казахстан. И опять герои сталкиваются с жизненными трудностями, необустроенным бытом, но больше всего их возмущает бюрократизм и безалаберность некоторых местных чиновников совхоза. Все это влечет самые печальные последствия – совхоз приходит в упадок. И одни не в силах с ними справится, вынуждены отказаться от своей мечты и вернуться домой, перейти на более легкую работу, но те, кто все же соглашаются остаться, становятся не просто свидетелями, а непосредственными участниками больших изменений. Тем более, что в это время здесь появляется новый инициативный директор. И начинается время больших преобразований.

Но, пожалуй, самым популярным фильмом в этой череде киноработ стала картина «Иван Бровкин на целине», ставшая продолжением фильма «Солдат Иван Бровкин». Зритель увидел продолжение комедии в 1958 году. Здесь в центре повествования уже судьба не отдельных комсомольцев-энтузиастов, а история бывшего солдата, который, несмотря на все уговоры родных, решил откликнуться на призыв партии и отправиться в неизвестность – покорять целину. Картина, несмотря на пропагандистский пафос, все же очень сильно полюбилась зрителям. Ведь, там была настоящая жизнь, то, что видели первоцелинники каждый день. Тем более, что для комедии не пришлось строить декораций, а снимали в настоящем совхозе «Комсомольский» в Оренбургской области. Причем на съемочной площадке были задействованы не только профессиональные актёры, но и сами жители совхоза, люди, которые ежедневно выходили в поле – трактористы, комбайнеры.

фото tvc.ru

Понимая важную роль людей искусства в целинной кампании, власти наградили сотни артистов медалью «За освоение целены». Хотя ее обычно получали только сами хлеборобы, инженеры, трактористы. И поэтому каждый артист особенно ценил медаль «За освоение целины». Так, например, известный советский актер, Заслуженный артист РСФСР Александр Ширвиндт среди многочисленных наград также особенно ценит медаль «За освоение целины и залежных земель»: «Среди гражданских наград, самая уникальная, я считаю, это медаль «За освоение целины и залежных земель»… Шел 1959 год, я сезон отработал в «Ленкоме». И наш профорг Боря Ульянов — большой энтузиаст – решил сколотить бригаду артистов на целину. Пошел в ЦК комсомола, там на него руками замахали: «С ума сошел, какая бригада в феврале!». А он – за свое, короче, 10 человек артистов поехали в Кустанай. В феврале все сидели там по вагончикам, мерзли, а тут артисты приехали. Мороз -35°, но мы объездили в Кустанае несколько точек, на одном перегоне действительно чуть не околели. И там же, в Кустанае, нам вручили эти медали».