Зарождение социалистического коллективного хозяйства на селе
Едва утвердившись во власти, большевики приступили к выполнению своих обещаний и лозунгов. Неважно, что слова у них расходились с делом. Такие «пустяки» никого из руководства партии-победительницы особо не волновали. Одними из первых на себе нововведения испытали жители деревни. К созданию коллективных хозяйств на селе большевики приступили уже в 1918 году. Таким образом, они объявили о строительстве новой, социалистической жизни на селе. Это были различные формы хозяйства. Конечно же, речь шла не о массовой коллективизации, которая случится только через десять лет. Так, что же это было? А именно Товарищества по совместной обработке земли, Сельскохозяйственные артели и Сельскохозяйственные коммуны. И уже сразу большевики стали регламентировать их деятельность, для этого принимались необходимые документы. Так, в феврале 1919 Народный комиссариат земледелия РСФСР утвердил «Нормальный устав сельскохозяйственных производительных коммун», а уже в мае жители деревни получили новый документ – «Нормальный устав трудовых земледельческих артелей». Совет всероссийских кооперативных съездов принял в 1919 «Примерный устав сельскохозяйственного производительного товарищества», а в 1922 – «Временный устав сельскохозяйственного производственного коллектива». Всех их объединяло одно – отказ от единоличного хозяйства и признание первостепенного значения перехода к новой, колхозной жизни.
Различные типы коллективных хозяйств
Различные типы коллективного сельского хозяйства в первые годы советской власти отличались друг от друга главным образом тем, насколько были обобществлены средства производства, ну и тем, каким образом распределялись доходы. Например, в тех же коммунах все сельскохозяйственные орудия труда были общими, а вот в товариществах общими были только полевые земли, на которых крестьяне работали сообща, а в артелях общими были и земля и средства производства. Уже в начале 1920 года в Советской России существовало более 1 500 коллективных хозяйств, почти 1000 из них составляли коммуны, еще 600 – артели. В том же году в артели стали вступать крестьяне-середняки, поэтому артелей становилось больше. Впрочем, уже к началу 1920 года в стране существовало 6 189 колхозов, из которых больше половины были именно артели. Эта форма коллективного хозяйства оставалась доминирующей на протяжении нескольких лет, главным образом в годы восстановления народного хозяйства после Гражданской войны. Можно сказать, что именно артели стали прообразом колхозов, которые появились в СССР в конце двадцатых годов. При объявлении в стране сплошной коллективизации, среди всех коллективных хозяйств в 1930 году именно артели составляли почти 74%, а через два года эти показатели приблизились к 100%.
Устав сельскохозяйственных артелей
Артели не могли существовать без регламентирующего их деятельность документа. Первый из них увидел свет 19 мая 1919 года. Документ, утверждённый Наркомземом назывался «Примерный устав трудовой земледельческой артели». В документе оговаривались все аспекты деятельности первых сельскохозяйственных артелей. Например, что в состав сельхозартели могут войти все граждане молодого советского государства, достигшие восемнадцатилетия, без различия пола, религий, национальностей и профессий, но при этом в документе был пункт, который закрывал дорогу в артели тем, кто был лишен избирательного права в Советы, а это были, в первую очередь, кулаки. При артелях создавался общий фонд сельхозинвентаря, которым могли пользоваться все его члены, но орудия производства могли оставаться и в личном пользовании крестьян. При этом существовали и членские взносы. Причем эти взносы могли вноситься, как деньгами, так и техникой.
Новые редакции устава сельскохозяйственных артелей
Уже на следующий год власти приняли новый Устав сельскохозяйственных артелей. Этот документ фактически поставил знак равенства между артелью и коммуной. С объявлением НЭПа документ, регламентирующий деятельность сельхозартелей вновь изменили. Он стал более свободным. Так, при вступлении крестьяне уже могли не ликвидировать личное хозяйство. Но с объявлением полной коллективизации власти стали закручивать гайки. 1 марта 1930 года ЦИК СССР принял новый «Примерный устав сельскохозяйственной артели». Теперь вводилось полное обобществление всех земельных угодий, куда попали и приусадебные участки. Также согласно новому Уставу, единый земельный массив артели не мог уменьшаться. Те, кто выходили из состава артели, теперь не могли рассчитывать на участки за счет её земельной площади. Они могли рассчитывать только на свободные земли государственного фонда. Рабочий скот, сельхозинвентарь, хозяйственные постройки и все предприятия по переработке объявлялись общими средствами производства. В личном пользовании остались только дома крестьян, незначительные орудия труда, одна корова на двор, мелкий скот и домашняя птица. Оплачивался труд членов артели натуральной продукцией и деньгами. На размере оплаты труда сказывались объемы урожая и другие доходы артели, а за основу расчетов бралось количество и качество труда каждого колхозника или двора. Год спустя утвердили общий показатель учета труда и распределения доходов во всех колхозах по трудодням. Через пять лет власти разработали новую редакцию Устава сельскохозяйственных артелей. Это произошло на II Всесоюзном съезде колхозников-ударников. В документе говорилось о том, что земля, принадлежащая артели, передается ей в бессрочное пользование. Оговаривались и точные размеры приусадебных участков, количество домашнего скота, которое крестьянин должен был держать. Изменения в Устав сельскохозяйственных артелей вносились и в дальнейшем.
Обсуждение